А. С. Сидоренко художественное воплощение Принципов христианской философии в романе А. Мердок «The Time of the Angels»



Дата16.06.2016
өлшемі55.13 Kb.
Актуальные проблемы преподавания иностранных языков

в высшей школе Республики Беларусь – 2014

________________________________________________________________


УДК 821.111
© А. С. Сидоренко
художественное воплощение

Принципов христианской философии

в романе А. Мердок «The Time of the Angels»
Ключевые слова: христианская философия, креационизм, учение о святой Троице, вера в Бога, любовь к ближнему, религиозная надежда.

Keywords: Christian philosophy, creationism, Holy Trinity doctrine, belief in God, love for one’s neighbour, religious hope.


Исследуется влияние христианской философии на творчество английской писательницы XX века Айрис Мердок. Рассматриваются принципы христианской философии, выявленные в романе А. Мердок «Время ангелов»: креационизма, любви и веры в Бога, религиозной надежды, христианской любви к ближнему, учение о святой Троице. Описываются и анализируюся особенности художественного воплощения выявленных в тексте романа принципов христианской философии.

The article is devoted to the study of the impact of Christian philosophy on the literary works written by Iris Murdoch, the English writer of the XX century. The following principles of Christian philosophy revealed in the novel The Time of the Angels by I. Murdoch are examined: the principle of creationism, the principle of love and belief in God, the principle of religious hope, the principle of Christian love for one’s neighbour and the Holy Trinity doctrine. The peculiarities of literary realization of the principles of Christian philosophy in the novel are described and analysed.


Введение

Примером возросшего интереса литературы XX века к философии и их очевидного сближения, отмечаемые многими исследователями (А. С. Колесников, А. В. Гулыга и др.), может послужить творчество английской писательницы Айрис Мердок (Iris Murdoch, 1919–1999), внимание к философским взглядам которой и их отражению в ее многочисленных произведениях не ослабевает и по сей день. А. Мердок является не только одним из ярчайших представителей английской литературы второй половины ХХ века, но и значимой фигурой в сфере философской мысли минувшего столетия, будучи автором большого числа философских эссе. Благодаря обращению писательницы в своем творчестве к серьезным моральным проблемам современной действительности и художественной изобретательности, с помощью которой гармонично соединяются в ее романах философские идеи и мир, созданный игрой воображения художника, творчество А. Мердок приобрело популярность и признание со стороны читателей и критиков.

Роман А. Мердок «Время ангелов» («The Time of the Angels»), написанный в 1966 году, характеризуется наличием типичных для раннего периода ее творчества черт стиля и философии (по-прежнему ощущается влияние экзистенциализма, присутствуют фрейдистские мотивы и элементы «готического» романа), однако главной особенностью романа является поиск автором новой философской основы, поворот ее мысли в сторону идей Платона и принципов христианской философии, которые в большей степени нашли отражение в ее последующих книгах.

Отдельные исследователи (В. В. Ивашева, Н. И. Лозовская и др.) обращают внимание на особый интерес А. Мердок в ее произведениях к вопросам христианской философии. Сама писательница отмечала: «Христианство всегда путешествовало со мной, хотя я и не верю в Бога. В ходе лет я все больше внимания уделяла мыслям о религии, в особенности о христианстве, и всегда была с ним эмоционально связана, пожалуй, наиболее сильно в последние годы» [1, с. 226]. Именно на основе христианства и сформировалась в дальнейшем этическая концепция А. Мердок, главной составляющей которой является религия без Бога, так как писательница полагала, что на смену идеи Бога должна прийти идея добра, на которой зиждется истинная мораль.

В романе А. Мердок «Время ангелов» особенно отчетливо наблюдается обращение автора к христианской тематике и проблематике: главным героем произведения является приходской священник, действие происходит в пасторском доме, затрагиваются проблемы веры и неверия, отдельные вопросы христианской этики. В данном романе нашли отражение следующие принципы христианской философии.

1 Креационизм

С точки зрения философии данный принцип рассматривается как «способность человека творить, созидать», но право на творение имеет «не всякий, а лишь морально-нравственная личность» [2, с. 92]. Поэтому творчеством (писательством) занимаются Маркус и Мюриэл Фишер, которые продолжают верить в существование нравственных ценностей. Маркус пишет книгу о морали в мире без Бога («Morality in a World without God»), Мюриэл сочиняет поэму и задумывается о том, чтобы всерьез заняться литературным творчеством.



2 Любовь и вера в Бога

Единственным героем, кто верит в Бога и любит его, является темнокожая служанка пастора Пэтти О’Дрисколл. Она росла без родителей, в приюте, где ей привили религиозные убеждения. Любовь к Богу помогает ей преодолевать все трудности и несчастья, выпадающие в жизни: And well, of course, God loved Pattie. The brisk women had taught her this very early on, turning her over as it were to God when they had, as they usually had, other things to do. God loved her with a great big possessive love and Pattie of course loved God in return <…> Pattie assumes that he believes in God. This reassures and pleases her. God is vague but important in Pattie’s life and she is comforted when other people believe in Him [4, p. 24].



3 Религиозная надежда

Данный принцип отчетливо отражается во взглядах Пэтти О’Дрисколл. Она, как и другие верующие, полагала, что следование божьим законам служит ей утешением, что вера дает ей надежду на спасение от жестокой реальности и исцеление от страданий: For the rest, a devout Low Church Christianity provided her cosmology. Look where Christ’s blood streamed in the firmament. The idea of redemption, vague, and yet somehow for her entirely factual, stayed with her as a consolation of a special kind. All manner of thing might not be well, might never be well, but the world could not be quite as terrible as it often seemed [4, p. 26].



4 Христианская любовь к ближнему

В христианстве идея любви к ближнему «предписывается человеку как высшая заповедь» [3, с. 449]. Эта любовь понимается как способность и желание жертвовать своими личными интересами и целями ради блага других, тяготение всегда и во всем помогать и заботиться о своем ближнем. В романе «Время ангелов» чувство жертвенной любви не чуждо Мюриэл Фишер, которая во имя счастья кузины готова отказаться от своей мечты иметь собственный дом и семью: She didn’t think that the great convention of passionate love was for her. She would be somberly contented with the solitary destiny of the artist and thinker. And of course it was also true that the energy of her heart was perfectly distributed and used up in the system formed by her relationship with Elizabeth <…> But it was possible that one day her [Elizabeth’s] prince would come. Or rather, should it ever become clear that a prince was required, Muriel was determined to select and train him herself [4, p. 39].

Еще одним персонажем, которого заботит благополучие ближнего, является школьная учительница Нора Шедокс-Браун, проявляющая неподдельную заботу обо всех своих бывших учениках и знакомых: Like so many of those whose only troubles are the troubles of others <…> She did voluntary work for the local council, she was on library committees, housing committees, education committees, she busied herself with benefiting prisoners and old age pensioners and juvenile delinquents <…> She displayed a more patent affection for former pupils… [4, p. 17].

Принцип христианской любви к ближнему воплощается также в мечтах Пэтти О’Дрисколл, которая постоянно думает о том, что в один прекрасный день уйдет от пастора и посвятит свою жизнь служению людям: She would go far away and dedicate herself to the service of humanity and be Patricia for ever and ever after, Sister Patricia, perhaps Saint Patricia. She read the newspapers and represented to herself the vast sea of human misery. With this she associated a vision of herself, purified and unworldly, ministering to the wretched, an anonymous and yet oddly mysterious figure [4, p. 31].



5 Учение о святой Троице

Идея о трех ипостасях Бога отражена в образе иконы Евгения Пешкова. Сама писательница поясняла: «Вы спрашиваете, почему я изобразила Троицу в виде трех ангелов? У меня было представление (может быть, ошибочное), что Троицу (в православной церкви) часто в былые времена изображали именно так. Я видела не менее двух таких икон в Третьяковской галерее – одна из них знаменитая, рублевская. Именно эту я и хотела описать в романе, но, может быть, я что-то недопоняла?..» [1, с. 226]. На иконе изображены чистые ангелы, а не «падшие», которые населяют мир пастора Кэрела Фишера. Они смотрят на окружающий мир с грустью и печалью, на мир, где безоговорочно правят атеизм и имморализм, и создается впечатление, что ангелы охвачены тревогой за будущее человечества, отрицающего все морально-нравственные ценности: Already Carel was pulling off the paper. Under the direct light of the lamp, beside the insipid pallor of the flowers, the solid wooden rectangle glowed golden and blue. The three bronzed angels, weary with humility and failure, sat in their conclave holding their slender rods of office, graceful and remote, bowing their small heads to each other under their huge creamy haloes, floating upon their thrones in an empyrean of milky brightness [4, p. 169].



Выводы

Таким образом, в романе А. Мердок «Время ангелов» нашли свое отражение такие принципы христианской философии, как креационизм (творчеством в романе занимаются Маркус Фишер и его племянница Мюриэл, которые продолжают верить в существование нравственных ценностей); вера и любовь к Богу (на примере темнокожей служанки пастора Пэтти О’Дрисколл); религиозная надежда (мировоззрение Пэтти О’Дрисколл); христианская любовь к ближнему (чувство жертвенной любви не чуждо таким героям, как Мюриэл Фишер, Нора Шедокс-Браун и Пэтти О’Дрисколл); учение о святой Троице (идея о трех ипостасях Бога отражена в образе иконы Евгения Пешкова).


Литература

1 Ивашева, В. В. Эпистолярные диалоги / В. В. Ивашева. – М. : Сов. писатель, 1983. – 367 с.

2 Канке, В. А. История философии : мыслители, концепции, открытия : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2003. – 430 с.

3 Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева. – М. : Сов. энциклопедия, 1983. – 839 с.



4 Murdoch, I. The Time of the Angels / I. Murdoch. – St. Albans : Triad Panther, 1978. – 224 p.
Каталог: info -> faculty -> foreign -> nid -> konf -> 2014.10-12


Достарыңызбен бөлісу:




©www.dereksiz.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет