Архитектура Древней Греции периода архаики (750-480гг.): основные этапы эволюции. Понятие ордера и основные элементы греческой ордерной системы



Дата25.06.2016
өлшемі107.65 Kb.
#157641

  1. Архитектура Древней Греции периода архаики (750-480гг.): основные этапы эволюции. Понятие ордера и основные элементы греческой ордерной системы.

В конце 7-певой половине 6 веков в архитектуре происходит крутой перелом, обусловленный развитием греческих городов-государств. Именно в эту пору складывается множество новых типов общественных зданий, в связи с которыми происходит переход от дерево-сырцового строительства к каменному.

Разрастание городов происходило стихийно, и потому они не имели правильной планировки. Появление ряда новых типов общественных сооружений было обусловлено новыми формами государственной и общественной жизни полиса. Наиболее богатыми и монументальными зданиями городов были храмы. Культ бога-покровителя города и связанные с ним торжественные празднества стали всенародными. Храмы являлись не только вместилищем статуи бога- покровителя общины, но и хранилищем казны полиса. Поэтому храм стоит рассматривать не только как культовую архитектуру, но как важнейшее общественное сооружение. Многие гражданские сооружения посвящались богам и имели жертвенники.

Храмы строились как правило на акрополях (главный культовый центр города) или на священных участках рядом с агорой (торговый центр поселения). В каждом городе была сокровищница, маленький храмик, по форме простейший мегарон с двумя опорами между антами стен. Пропилеи - тип торжественного входа, обычно строившийся при входе в святилище. Булевтерии - дома для собрания совета общины, пританеи - близкий жилому дому тип здания для общественных приемов, дома симпозиев - для общественных трапез, палестры - для физической тренировки молодежи (в классическую эпоху стали гимнасиями). Появились стадионы и театры, но не сохранились. Существовали и водоразборные сооружения.

С развитием полиса потребовалась новая доходчивая и эффективная система архитектурных приемов, в основу которой и легли греческие ордера.

Ордер - это художественно осмысленная переработка каменной стоечно0балочной конструкции, закрепленная традицией в нескольких вариантах, отличающихся характером, строго установленным составом, а также своими профилями и орнаментом. Надо отметить несомненное сходство ряда ордерных элементов с элементами стоечно-балочной конструкции. Дорический и ионический (в 2-х своих вариантах: малоазийский и аттический) ордера встречаются уже в первой половине 6 века. Коринфский ордер появился только во второй половине 5 века. Большая часть известных нам терминов ордерной системы известна нам по трактату Витрувия.

Главные части греческого ордера:

1. Основание, обычно ступенчатое - стереобат, оно покоится на верхнем, частично поднятом над землею, выровненном ряде кладки фундамента, который называется евтинтерий.

2. Вертикальные опоры колонны, стоящие на верхней ступени стереобата, стилобате.

3. Верхняя часть (перекрытие) - антаблемент, который делится на 2 или 3 части

- архитрав или эпистиль

- фриз


- венчающая часть - карниз.

Дорический ордер

Колонна развитого дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны суживается кверху. Ствол колонны обычно имел припухлость (энтазис), который находился примерно на 1/3 общей высоты. Число каннелюр равно 20. В дорическом ордере они врезались не очень глубоко и образовывали острые грани. Дорическая капитель отделялась от колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона (шейки). Капитель состояла из круглой подушки - эхина и из лежавшей на ней квадратной плиты - абаки. Нижняя часть эхина украшалась врезанными профилированными поясками - ремешками, количество которых колебалось от 1 до 5. В ранних памятниках применялась пластически орнаментированная выкружка - скоция. Антаблемент дорического ордера всегда состоял из 3-х элементов: архитрава, фриза и карниза. Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой - тенией. Над архитравом шел дорический фриз, состоявший из триглифов и метоп. Триглифы имели форму вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников, поверхность которых оживлялась вертикальными врезами. Метопы были почти квадратными, чуть вытянутыми в длину и часто украшались скульптурой. Под каждым триглифом с нижней стороны тении была еще одна небольшая полочка - регула, нижняя поверхность регулы была обработана 6-ю каплями (гутты).

На каждый интерколумний приходилось по 2 метопы и 2 триглифа, последние располагались над серединой колонны. Только по углам постройки зодчий сталкивался с "проблемой углового триглифа": нужно было, чтобы крайний триглиф касался своей гранью соседнего фасада, что не сочеталось с правилом установки триглифа над серединой колонны. Решение: сужение крайних интерколумний, наклон угловой колонны к центру соответствующего фасада. Такое композиционное решение углов в постройках встречается впервые в храме Аполлона в Коринфе (окк.540г.) и позднее в храме Геракла в Акраганте (к.6в.), храм Геры в Олимпии (н.6в.)- сужение интерколумний.

Традиционная форма дорического фриза установилась раньше всего и была наиболее устойчивой. Начиная с самых ранних памятников (храм в Фермосе) кончая эллинистическими постройками (сооружения в Пергаме, Магнесии или Афин).

Находящийся над фризом карниз (гейсон) своей венчающей частью сильно выступает вперед. Основной элемент карниза - выносная плита. По верху плиты часто тянулась сима - водосточный желоб. Нижняя поверхность карниза снабжена прямоугольными выступами - мутулами.

Колонны сложившегося дорического ордера ставились довольно тесно и часто имели разные интервалы на торцовых и продольных сторонах храма. Дорический храм имел удлиненную прямоугольную форму: крыша двускатная и довольно отлогая. Верхняя часть торцового фасада треугольной формы называлась фронтоном, треугольное поле фронтона без обрамляющих его карнизов называется тимпаном. На крыше по углам фронтонов ставились акротерии. Карнизы продольных сторон храма, когда сима над ними

отсутствовала, часто увенчивались антефисами - вертикальными лобовыми черепицами, украшенными порезкой. Сюжетом рельефов, украшавших фронтоны и метопы, обычно были мифы об эллинских богах и героях. Стоит отметить богатую расцветку скульптур, в которой преобладали красный и синий тона.

Ионический ордер

Малоазийский вариант

Сложился в 6 веке до н.э. Колонна делится на три части: базу, ствол и капитель. База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших сжимающее усилие. Выпуклые элементы - торусы, вогнутые - скоции. Малоазийский тип базы почт не расширявшийся книзу, отличался большой сложностью. Не считая плинта, он состоял из 2-х частей: основания цилиндрической формы и торуса (храм Геры на о.Самос), иногда к этому добавлялось еще одно основание, состоявшее из 2-х торусов и 2-х скоций. Этот тип базы был распространен везде, кроме Афин. В некоторых наиболее роскошных постройках ионического ордера иногда в базу вводился барабан, украшенный рельефной скульптурой (хр.Артемиды в Эфесе). Ионическая колонна стройнее дорической, ее высота в эпоху архаики достигала восьми диаметров, а позднее и девяти. Энтазис или отсутствует или незначителен, утончение колонны кверху не такое сильное как в дорике, то же можно сказать и о наклоне колонн внутрь сооружения. Число каннелюр обычно 24, каннелюры отделялись друг от друга узкими полосками, дорожками - сильнее игра светотени на поверхности колонн, вверху и внизу каннелюры имели полуциркульное завершение.

Зодчие расставляли колонны максимально широко для достижения эффекта легкости.

Ионическая капитель встречается в множестве вариантов. Она состоит из прямоугольной в плане абаки, подушки с волютами и эхина. Волюты образуют по бокам капители 2 вала - балюстры. Абака и эхин, как правило, покрыты богатой порезкой. Эхин часто украшен поясом ов или иоников. Первоначально ионическая капитель была сильно вытянута в плане, затем ее форма в плане приближается к квадрату.

Антаблемент основного, малоазийского варианта состоял из архитрава и карниза. Небольшие горизонтальные уступы разделяют архитрав на три гладкие, чуть нависающие одна над другой части - фасции. Между архитравом и карнизом располагается пояс зубчиков или "сухариков". Венчающая часть, сима, украшалась очень богатой орнаментальной порезкой.

Ионические храмы часто возводились на высоких, многоступенчатых стереобатах, иногда с лестницей только со стороны главного фасада и с отвесными стенками с трех других сторон.



Аттический вариант

Второй вариант ионического ордера появился около 525года на территории греческой метрополии, в Дельфах, и получил дальнейшее развитие в Аттике, во 2-ой половине 5в. до н.э.

Отличается от малоазийского не только менее сложной базой, но, что гораздо важнее, трехчастным антаблементом и 2-скатной кровлей и фронтоном. Аттическая база, впервые появившаяся в стое афинян в Дельфах в н.5в до н.э., обладает исключительной четкостью формы. Она состояла из двух торусов, разделенных одной скоциией, которая расширялась книзу и подчеркивала расширение всей базы, что давало образную передачу давления. Плинт не обязателен и часто отсутствовал.

Антаблемент делился на три части: над архитравом, обычно без фасций, проходил фриз, обычно украшенный лентой барельефа (зоофор). Пояс зубчиков и фриз до 4 века не применялись одновременно в одном антаблементе. Кровля построек ионического ордера не отличалась от дорических.


Неоспоримое сходство ордеров с деревянным каркасом обычно объясняется постепенным переносом традиционных форм деревянно-сырцовых храмов в камень. Тем не менее, художественное значение ордеров и его реалистическая основа раскрываются не как механическое воспроизведение, но как глубоко осмысленная переработка и образное отражение тщательно отобранных приемов и конструкций всего народного строительства. Стоечно-балочная система играла видную роль среди элементов построек из дерева. Такие детали как капли и полочки (регулы), помещаемые под триглифами, ниже тении каменного архитрава, имеют прямое сходство с приколоченной гвоздями планкой, которой удерживали торец поперечной деревянной балки. Утяжеление верхних частей дерево-сырцовых построек стимулировало переход от деревянных опор к каменным и появлению ордера.

В развитии ионической капители было два прототипа, сложившихся в сер.7 века. Тип опирания балки на стойку с развилкой был распространен в западной части Малой Азии, в Эолии; тип завершения опоры под балкой, укрепляющей прогон перекрытия, применялся в сиро-хеттских дворцах. Декоративной обработкой высеченной в камне эолийской капители стали расходящиеся вверх и в стороны волюты, которые вообще являлись довольно распространенным декоративным мотивом в странах Переднего Востока и на Кипре.



Постройки дорического ордера

- храм Аполлона в Ферме (ок.640-630гг.). Храм имел 5х15 деревянных колонн на круглых каменных базах, в 6веке колонны заменены на каменные.

- храм Афины Пронайи (сер.7в.). Точный план неизвестен. Его колонны были самыми стройными в греческой дорике и имели наибольшее утончение. Колонны относят к 640г. Древняя форма капителей: на сплющенном эхине лежала очень широкая абака.

- храм Геры (Герайон) в святилище Зевса в Олимпии (к.8в. до н.э.). Один из древнейших дорических периптеров, от которого до нас дошли не только фундаменты, но и остатки колоннады. Перестраивался три раза (2-ой вк.7-н.6века, 3-ий в н.6века). Имел наос, пронаос и опистодом (второй вход, закрытый от целлы. Колоннада 6х16 колонн. Первоначально колонны были деревянными, потом перестроили в каменные. В наосе имелось 2 ряда пристенных колонн. Расстановка колонн в Герайоне отличается регулярностью, несвойственной позднейшим дорическим постройкам. Стилевые отличия и размеры колонн настолько разнообразны, что их разновременность не вызывает сомнений. Угловые интерколумнии Герайона были сужены на 20-30 см по сравнению с соседними - это первое сужение, отмечаемое в греческом зодчестве. Уже самый ранний из строившихся на том же месте храмов имел 2-скатную крышу.

- храм Артемиды в Гаритзе на о.Корфу (ок.600г.). Типично ионийская черта - 8 колонн по торцевой стороне. 17 по продольной. Древнейший полностью каменный дорический периптер. Особенностью храма была фронтонная скульптура (590-585гг.), центральной фигурой является ужасающая Медуза-Горгона. Очень высокий антаблемент (антаблемент + фронтон =высота колонны).

- храм Аполлона в Кирене (ок.600г.). К этому времени дорический ордер в метрополии уже вполне сложился. Пропорции плана значительно менее вытянуты, чем в храмах 7 века. С западной части имел адитон (закрытая с внешней стороны часть, но с проходом в целлу). Колоннад 6х11.

- древний фолос или толос (центрический тип здания с внешней колоннадой) Святилище Аполлона в Дельфах (к.5в.). Древнейшая из круглых построек дорического ордера. Ствол колонны имеет 16 каннелюр. Расположение триглифа еще совсем не соответствовало расстановке колонн. Фриз выше архитрава.

- храм Аполлона в Коринфе (6в.). Дорический периптер 6х15 колонн. Портики уже не имеют такой увеличенной по сравнению с целлой ширины, которая характерна для построек ранней архаики. План уже приближается к планам классической эпохи, но пропорции его еще сильно вытянуты. Эхин и абака имеют большой вынос. Весьма существенна новая особенность - на западной стороне середина стилобата была поднята на 2 см выше его углов. Эта особенность называется курватурой - некоторые неправильности для видимой правильности. Чрезмерно легкие пропорции первых каменных сооружений сменились особенно мощными и хотя пластическими, но еще грузными формами.

- храмы Афинского акрополя.

Храм Афины Полиады и Посейдона (сер.6в) - Гекатомпедон. Храм заключал в себе целлу Афины с восточной стороны и целлу Посейдона с двойным адитоном - с западной. По характеру ордера храм Афины Полиады близок к коринфскому. Фронтон украшался скульптурами.

- храм Аполлона в Дельфах (513-506гг.). Периптер 6х15 колонн. Сильно вытянутое помещение, состоявшее из пронаоса, трехнефной целлы и опистодома.

- сокровищница афинян в Дельфах (510-507гг.). Стройные колонны портика по пропорциям близки к классическим.

- 2-ой храм Афины Пронайи в Дельфах (руб.6-5вв.). Периптер 6х12 колонн. Стройные пропорции ордера.

- храм Афины Афайи на о.Эгине. (ок.500г.). Стоит на грани архаического периода и эпохи расцвета. Сохранились скульптурные группы. Пропилеи получили классическую форму торжественного входа, всесторонне развитого затем на афинском акрополе. Периптер 6х12 колонн. План храма мог бы явиться типическим периптером эпохи расцвета: его целла состояла из пронаоса с 2-мя колоннами в антах, такого же опистодома и наоса. Архаичность: фриз больше архитрава. Высота антаблемента трижды укладывается в высоте колонны. Архаичность: колонны на боковых сторонах храма стоят теснее, чем на торцевых. Курватуры отсутствуют. В эгинских фронтонных скульптурах также чувствуются новые искания.


+постройки на территории Великой Греции (южная Италия и о.Сицилия). Особенности: безусловное преобладание дорического ордера с некоторыми ионическими чертами (страсть к богатому декору), обязательное наличие адитона, что связано с распространенным здесь культом Деметры и дочери ее Персефоны, усложненная разработка восточного портика и следующее за этим нарушение уравновешенности и равносторонности периптера в целом. Надо отметить стремление к регулярности в построении планов

- храм Аполлона в Сиракузах (570-560гг)

- храм Зевса Олимпийского в Сиракузах (ок.550гг.).

- храмы С, D, F,G в Селинунте (1-ая пол.6в)

- храм Геры I в Посейдонии (Пестум). Типичная дорика, но есть элементы ионики: регулярность плана, намечающиеся волюты в некоторых капителях. Главная особенность - форма энтазиса колонн как бы вспучивающаяся под тяжестью. Впечатление мощи из-за могучего архитрава и тяжелых пропорций колонн.

- храм Афины Деметры в Пестуме (520-510гг.). Типичен для завершающего этапа архитектуры архаики. Все пролеты выровнены. Колоннада 6х13

- храм Геракла в Акраганте
Постройки ионического ордера

Храм Артемиды в Эфесе, Геры на о.Самосе, Аполлона в Дидимах. Все огромных размеров, диптеры (с двойной наружной колоннадой).

- храм Геры на о.Самосе (н.8в). Архитекторы Ройк и Феодор из Самоса. Крыша храма по-видимому была плоской. Все колонны стояли на простейших каменных базах. Первый периптер в греческом зодчестве.

- храм Артемиды в Эфесе (1-аая пол. 6в). Архитекторы Херсифрон и Феодор из Самоса. Храм был сожжен в 356г. И на его месте возведен новый. Колоннада 8х20. Передние ряды колонн, между которыми проходила лестница, имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами и завершавшиеся валом. Стволы колонн имели от 40 до 44 каннелюр плоского профиля с острыми ребрами. Капители разных типов, но все имели сильно развитый эхин с крупными овами, большие подушки и вытянутую в плане абаку.



- храм Аполлона в Дидимах. К храму Аполлона вела священная дорога, обрамленная монументальными портретными статуями местных правителей, восседающих на тронах в неподвижных позах. Этот мотив монументальных статуй, организующий подход к святилищу напоминает аллею сфинксов в древнем Египте.

Достарыңызбен бөлісу:




©www.dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет