Изменение семантики слова звезда



Дата22.07.2016
өлшемі53.5 Kb.
#215194
түріДоклад


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет русской филологии

Кафедра современного русского языка

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ИЗМЕНЕНИЕ СЕМАНТИКИ СЛОВА «ЗВЕЗДА» В ТВОРЧЕСТВЕ



ВИКТОРА ЦОЯ»

Выполнил: Ситников М. А., 321гр.

Проверил: Андриенко Е. В.

Владивосток

2005
«ЗВЕЗДА» в творчестве Виктора Цоя.

Определение отдельного слова как единства членораздельного звука и значения, по-видимому, противоречит обычному утверждению, что «одно и то же слово не только в различные времена или по различным наречиям одного и того же языка», но и в одном и том же наречии в определённый период «имеет различные значения» (Буслаев).

В произведениях писателей, т. е. в художественном тексте, мы видим обратное: слово может иметь различную семантику в зависимости от цели автора, от среды, в которой находится данное слово и от других не менее важных факторов. Слову придаётся различная экспрессивно-эмоциональная окраска. Все значения и понимания слова, отложившиеся в народном сознании, могут подразумеваться автором. Становятся важны малейшие различия в семантике слова.

Слово является не только названием предмета или предметов, но и выражением значения, а иногда и целой системы значений. В одном и том же значении обобщается и объединяется общественное понимание разных предметов или явлений, действий, качеств, т.е происходит концептуализация.

В данном случае мы можем говорить о переходе к концепту, имеющему три компонента, или три «слоя»: (1) основной, актуальный признак; (2) дополнительный, или несколько дополнительных признаков; (3) внутреннюю форму, запечатлённую во внешней, словесной форме. Эти слои выделяет Степанов в своей работе.

Объём концепта – это класс предметов, который подходит под данное понятие, а содержание – совокупность общих и существенных признаков понятия, соответствующих этому классу. По сути, термин = смысл, значение = объём понятия, концепт = смысл. Структура концепта аналогична семантической структуре слова.

«Если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста». (К. Паустовский)

Виктор Робертович Цой был в этом отношении мастером. Глубокий контекст присутствует во всех его стихотворениях. Цой, бесспорно, яркой звездой взошёл на небосводе нашей русской культуры и затем также звездой сорвался в небытие. Притягательность его песен необъяснима: до сих пор говорят о «феномене Цоя». Будучи сыном ленинградской жительницы и уроженца Кореи, Виктор Цой впитал в себя черты русской культуры и сознания, но восточная кровь давала о себе знать: Цой живо интересовался восточной философии. Смысл слова «Звезда» у Цоя складывался под влиянием обеих культур.

Рассмотрим слово «Звезда» на примере частого использования этого слова в различных значениях в творчестве Виктора Цоя.

Особенности семантики слова «Звезда» основываются у Цоя на общепринятой ассоциации этого слова с чем-то далёким, недосягаемым. Но использует он его и в прямом значении (‘небесное тело, раскалённый газовый шар’):

И пускай фонари светят ярче далёких звёзд,

Фонари все погаснут, а звёзды будут светить.

«Сосны на морском берегу»

Но в данном контексте подчёркивается вечная природа звёзд и их недосягаемость. У Цоя «звезда» редко используется только в прямом значении. Чаще он это значение получает приращение, дополнительный смысл ‘цель человека, нечто, к чему стоит стремиться, ради чего стоит жить’:

Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой,

Но высокая в небе звезда зовёт меня в путь.

«Группа крови»

В народном сознании также можно найти отражение данного понимания слова «Звезда» (ср. «его вела счастливая звезда»). Но в то же время эта «звезда - ‘цель, единственная надежда’:

Мы сидим не дыша, смотрим туда,

Где на долю секунды показалась звезда.

Мы молчим, но мы знаем, нам в этом помог

Троллейбус, который идёт на восток.

«Троллейбус»


В небе над нами горит звезда,

Некому, кроме неё, нам помочь.

«Вера да надежда, любовь»

«Звезда» - ‘предначертанная судьба’:

Ты видишь мою звезду,

Ты веришь, что я пойду.

Я слеп, я не вижу звёзд,

Я пьян, но я помню свой пост.

«Дождь для нас»

«Звезда» у Цоя может быть и не ‘судьбой’, а уже приобретать мрачное значение ‘рока’. Звезда как небесное тело может олицетворять и само небо в целом с его волей:

Похоже, что прошлой ночью был звездопад,

Но звёзды как камни упали в мой огород.

«Жизнь в стёклах»

По народным верованиям, видя падающую звезду, можно было загадывать желания. Здесь звёзды олицетворяют, видимо, несбывшиеся желания. Звёзды здесь сравниваются с камнями, что, по сути, не противоречит основному значению слова. Но для Цоя не характерно использовать слово «Звезда» в прямом значении. В данном случае подчёркивается тяжесть, «каменность» несбывшихся желаний.

Звёзды как часть неба или небо в целом опять же символизируют судьбу, рок, чью-то небесную волю:

И как хлопало крыльями чёрное племя ворон.

Как смеялось небо, а потом прикусило язык.

И дрожала рука у того, кто остался жив.

И внезапно в вечность вдруг превратился миг.

И горел погребальным костром закат,

И волками смотрели звёзды из облаков.

Как, раскинув руки, лежали ушедшие в ночь.

И как спали вповалку живые, не видя снов.

«Легенда»

Звёзды, естественно, в сознании ассоциируются с ночью, а ночь может быть мирной, звёздной. В творчестве Цоя есть пример, где мирная звёздная ночь противопоставлена войне:

А на небе – луна,

За ней – звёзд стена.

И над хутором песня слышна.

И идёт паренёк,

И ему невдомёк

То, что завтра

Начнётся война.

«Завтра война»

Также есть пример употребления производного слова «звёздная» в тексте о войне, где опять-таки есть некоторое противопоставление войне, нечто мирное, почти бытовое:

В наших глазах крики «Вперёд!»

В наших глазах окрики «Стой!»

В наших глазах рождение дня

И смерть огня.

В наших глазах звёздная ночь.

В наших глазах потерянный рай.

В наших глазах закрытая дверь.

Что тебе нужно? Выбирай.

Мы хотели пить – не было воды.

Мы хотели света – не было звезды.

Мы выходили под дождь и пили воду из луж.

Мы хотели песен – не было слов.

Мы хотели спать – не было снов.

Мы носили траур – оркестр играл туш.

«В наших глазах»

Семантическая структура слова «звезда» начинает у Цоя развиваться в сторону «связанный с судьбой», «связанный с человеком». Переносясь на самого человека, на личность автора, её значение меняется до «образа жизни» звезды. Звезда – ‘раскалённый газовый шар’. Признак звезды («раскалённый, горящий»), входящий в лексическое значение слова переносится на образ жизни человека:

Песен, ещё не написанных, сколько,

Скажи, кукушка.

Пропой!

В городе мне жить или на выселках,



Камнем лежать

Или гореть

Звездой?

«Кукушка»

Значение, тесно связанное с судьбой человека, с образом его жизни, меняется до значения самого человека в образе звезды:

Песня без слов, ночь без сна.

Всё в своё время – зима и весна.

Каждой звезде – свой неба кусок,

Каждому морю – дождя глоток.

«Песня без слов»

«Звезда» может быть знакомой автора. Находясь даже в другом городе:

Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна

И не вижу ни одной знакомой звезды.

«Пачка сигарет»

Несёт в себе некий патриотический смысловой оттенок, как, например, у Пушкина («Товарищ, верь: взойдёт она,// Звезда пленительного счастья, // Россия вспрянет ото сна, // И на обломках самовластья // Напишут наши имена!» (К Чаадаеву», 1818)).

Звезда имеет признак «мерцать», т. е. может создавать иллюзию биения, что отражается в сравнении автора звезды с сердцем:

Пой свои песни, пей свои вина, герой.

Ты опять видишь сон о том, что всё впереди.

Стоя на крыше, ты тянешь руку к звезде.

И вот она бьётся в руке, как сердце в груди.


Что теперь делать с птицей далёких небес?

Ты смотришь сквозь пальцы, но свет слишком ярок и чист.

И звезда говорит тебе: «Полетим со мной».

Ты делаешь шаг, но она летит вверх, а ты вниз.


Но однажды тебе вдруг удастся подняться вверх.

И ты сам станешь одной из бесчисленных звёзд.

И кто-то снова протянет тебе ладонь,

А когда ты умрёшь, он примет твой пост.

***, 272

В фольклоре часто можно увидеть говорящие неодушевлённые предметы, явления природы. Говорящая звезда, которой придаётся человеческий образ: смертность, смена поколений, актуальна для фольклора. В народном сознании есть данный семантический признак слова «звезда». Если анализировать данное стихотворение далее, то можно увидеть, как образ звезды, её жизнь тесно переплетается с образом человека («…сам станешь одной из бесчисленных звёзд…»). Здесь мы опять видим, что «звезда» - что-то такое бытовое, близкое, что её можно достать, всего лишь стоя на крыше.

Развитие всей семантической структуры слова «звезда» в направлении «нечто важное, судьбоносное, постоянно переплетающееся с человеческой жизнью» находит своё завершение в нетрадиционной для человеческого сознания формулировке «Звезда по имени Солнце». Хотя терминологическое значение слова «Солнце» - «раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик… (СЭС, 1990), солнце как звезда мало кем воспринимается. Но для Цоя образ звезды является центральным, поэтому не случайно Солнце он тоже называет звездой. Учитывая, что один из семантических признаков слова «звезда» в цоевском творчестве «цель», то «Звезду по имени Солнце» можно понимать как высшую цель:

Белый снег, серый лёд

На растрескавшейся земле.

Одеялом лоскутным на ней

Город в дорожной петле.

А над городом плывут облака,

Закрывая небесный свет.

А над городом – жёлтый дым.

Городу две тысячи лет,

Прожитых под светом звезды

По имени Солнце.
И две тысячи лет война,

Война без особых причин.

Война – дело молодых,

Лекарство против морщин.

Красная-красная кровь –

Через час уже просто земля,

Через два – на ней цветы и трава,

Через три – она снова жива

И согрета лучами звезды

По имени Солнце.


И мы знаем, что так было всегда,

Что Судьбою больше любим,

Кто живёт по законам другим

И кому умирать молодым.

Он не помнит слова «да» и слова «нет».

Он не помнит ни чинов, ни имён

И способен дотянуться до звёзд,

Не считая, что это сон.

И упасть опалённым звездой

По имени Солнце.

«Звезда по имени Солнце»

Здесь, наверняка, сказался интерес Цоя к восточной философии, конкретнее, к буддизму, где образ звезды-Солнца один из центральных. В этом тексте «звезда» употребляется рядом, в одном контексте со словом «судьба», что тоже показательно в творчестве Виктора Цоя.



Итак, было рассмотрено изменение семантики слова «звезда» в текстах В. Цоя. Мы видим, как из словарного значения слова, постепенно меняясь, вырастает отличное от первого значение. Цой использует слово в его первоначальном значении, выделяя какие-то свойственные слову «Звезда» семантические признаки на первое место, развивая их и преобразуя тем самым значение всего слова. Эти скрытые семантические изменения данного слова выявляются через сравнение звезды с камнем, сердцем, волками, с помощью прибавления определённых эпитетов. В результате обогащения семантики и поскольку слово связано структурно с концептом, можно сделать вывод о том, что слово «звезда» является именем концепта – причём, одного из самых главных в творчестве Виктора Цоя.



Достарыңызбен бөлісу:




©www.dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет