К. Д. Ушинский История создания



Дата11.07.2016
өлшемі278.09 Kb.
#190923
...Через женщину только прогресс человечества проникает в нравы людей, в характер народа и его общественную жизнь.
К.Д. Ушинский
1. История создания.

Официальное начало женскому институтскому образованию в России было положено учреждением в Санкт-Петербурге именным указом Екатерины ІІ от 05 мая 1764 года «Воспитательного Общества благородных девиц», в обиходе именовавшегося Смольным институтом.

Принято считать, что замысел создания «Воспитательного Общества благородных девиц» принадлежал Ивану Ивановичу Бецкому (1704-1795), человеку, имевшему европейское образование и прожившему значительную часть жизни за границей. Один из выдающихся деятелей отечественного образования, талантливый сподвижник Екатерины ІІ, Иван Бецкой был одновременно благотворитель, учредитель, организатор и руководитель многих прославленных учебных и воспитательных заведений. Он родился в 1704 году в Стокгольме, учился в кадетском корпусе в Копенгагене, недолго служил в датской кавалерии, но вскоре вышел в отставку. И. Бецкой много путешествовал по Европе, четыре года учился в Париже, служил по дипломатической части в Коллегии иностранных дел, был камергером при будущем Петре ІІІ. В 1747 году он покинул Россию и прожил 15 лет в Париже.

В 1762 году Иван Бецкой возвращается в Россию. Ценившая его ученость и изящный вкус, императрица Екатерина ІІ определила лишенному политических амбиций Ивану Ивановичу педагогическую сферу деятельности – руководство всеми учебными и воспитательными заведениями. По его руководством было организовано воспитательное училище при Академии художеств, а в 1763 году учрежден Московский воспитательный дом. В следующем году при Воскресенском Смольном женском монастыре в Петербурге И.И. Бецкой открыл Воспитательное общество благородных девиц. Исходя из теории Дж. Локка, он утверждал: «Отнюдь не обучение, а воспитание – вот доминирующее занятие педагогики, призванной преобразовать население страны в идеальных граждан».

Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Знаменитый своей системой воспитания молодых дворянок Смольный институт сумел воплотить и преумножить гуманистические идеи своего основателя. Деликатно заимствуя иной раз не совпадающие одна с другой воспитательные идеи Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и К. Гельвеция, И. Бецкой сотворил первую в России педагогическую систему. Принимая одни, как ему казалось, нужные мысли и, отбрасывая иные, считая их бесполезными, он построил эклектическую (внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов) концепцию воспитания. В ее основе – цель создания иного поколения людей, отличных от заурядных современников, - порождения социальных условий, весьма далеких от совершенства.

Важную роль в процессе воспитания совершенных людей И. Бецкой отводил женщине. Ее умственное, духовное и нравственное развитие ставилось во главу угла, когда речь заходила о недостатке просвещенных воспитателей для подрастающего поколения. По мысли Ивана Ивановича, способные к наукам девушки должны были направляться в университеты, а одаренные в искусствах – в Академию художеств. Не отрицая значения «образования ума», он основной упор делает на воспитание – средство создания молодого поколения, способного изменить страну. «Корень всему злу и добру – воспитание», - пишет он в Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества в 1764 году. Русский педагог предложил новые в России идеи дворянского воспитания: «Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых, обучать их домостроительству…особливо же вкоренять в них…склонность к опрятности и чистоте». Его позиция, основанная на взглядах Ж.Ж. Руссо об изначальной чистоте и непорочности ребенка, давала надежду получить из детей, находящихся в закрытых образовательных учреждениях, граждан, «способных служить Отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах».

(схема и диаграмма) Воспитание он подразделял на три основные направления – физическое, нравственное и умственное. Физическое воспитание он рассматривал как основное направление в процессе становления и развития личности ребенка и неотделимое от нравственного, умственного и духовного развития. Воспитание рассматривалось им как целостный процесс, при котором идет комплексное развитие личности, придавая огромное значение физическому развитию, пользе закаливания, здоровой пище и «умеренного сна». Он категорически не допускал применения физического наказания. «Никогда и ни за что не бить детей», ибо это притупляет детские способности.

Основной упор в обучении делался на изучение языков. Освоение азов чтения и письма на разных языках не только явилось необходимым условием последующего обучения, но предопределяло его приоритеты. По мнению Ю.М. Лотмана, языковая подготовка составляла единственное «исключение» из «поверхностного в целом обучения дворянских девушек в Смольном институте. В то же время знание языков и литературы являлось для дворянки основой гуманитарной образованности, предопределявшей в дальнейшем способность к устному и письменному общению как важнейшим проявлениям ее «социальности». Участвуя в процессе коммуникации, она реализовала важную роль в трансляции социального опыта, включавшего воспитание детей, воспроизводство культурно-бытовых традиций. При этом отмечалось более качественное, чем у сверстниц, воспитанных дома, знание русского языка. Примерно до 20-х годов ХІX века дворянки, получавшие домашнее образование по-французски, заметно отличались по своим познаниям в области отечественной словесности от воспитанниц, образовательная программа которых включала обязательное изучение родного языка. Сохранившиеся в частных дворянских архивах письма воспитанниц и бывших выпускниц институтов написаны в целом с точки зрения современной русской орфографии и пунктуации более грамотно, нежели письма женщин, не имевших институтского образования.

В конце XVІІІ века в России «институты благородных девиц», включая Смольный, представляли собой «светские школы для женщин».
В условиях бурного развития Российской империи власть впервые сформулировала социальную задачу под стать историческим событиям: воспитать поколение, «новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и так следуя из родов в роды, в будущие веки». Сам результат женского институтского образования мыслился как усвоение определенных норм поведения, теоретических знаний и практических навыков, необходимых для будущей хранительницы семейного очага. Ориентация институтского образования должна была «примирить» заимствованный из западной культуры тип светской женщины с традиционным для России образом женщины-матери, жены-хозяйки. Многолетнее пребывание в закрытом учебном заведении налагало неизгладимый отпечаток на культурный облик бывших институток, формировало вкусы, привычки, манеру поведения и даже черты характера, делая их узнаваемыми в дворянском обществе.

Женское институтское образование служило своеобразным отражением дворянской сословной культуры. Принятие западноевропейских культурных образцов и вместе с тем стремлением сохранить чувство национальной идентичности, французский язык как разговорный язык русского дворянского общества и православие как ведущая форма его вероисповедания – эти разноречивые проявления в полной мере реализовывались и в женском образовательном проекте. Вне зависимости от оценок институтское образование создавало новое понимание того, что значит быть женщиной, как ей следует выглядеть, говорить, двигаться, воспринимать себя и других.


Большой интерес для меня представила программа воспитания и образования, разработанная специально для «Воспитательного Общества благородных девиц» (см. Приложение 2). Моё внимание привлекли цели и задачи, которые ставило для себя это учебное заведение при воспитании своих подопечных, на что обращало большее внимание при формировании личности девушки, от чего отталкивалось и на что опиралось при организации воспитательного процесса.
Итак, 5-го мая 1764 года императрицею Екатериною II был подписан указ о воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре: «Для пользы государства», -говорилось там, - «Повелеваем сенату разослать по всем губерниям, провинциям и городам, дабы, ведая о сем новом учреждении, каждый из дворян мог дочерей своих в младенческих летах препоручить сему от нас учрежденному воспитанию».
Таким вызовом сопровождалось основание первого женского института в России, который скоро стал слыть под именем Смольного монастыря, а на официальном языке «Воспитательным Обществом благородных девиц».
Идеальная система воспитания, как мальчиков, так и девочек, была выработана известным Бецким, который увлек императрицу блестящей идеей воспитать новое поколение людей. Была разработана вся программа государственного воспитания с шести до восемнадцатилетнего возраста. Весь этот период дети не должны были видеть свои семьи.
Нравственное воспитание как для мальчиков, так и для девочек было одно и тоже; разница между ними была в научном образовании, которое для девочек не считалось нужным и отодвигалось на второй план.

Со времен Екатерины XІІ прошел большой период времени, радикально изменилась жизнь людей, а также положение женщины в обществе. Развивалась наука, культура, этикет, социальная жизнь людей. В современном обществе выросли потребности человека и его уровень жизни.

Смольный Институт просуществовал с 1764 года по 1917 год, а Пансион воспитанниц МО РФ был организован в 2008 году Министерством обороны РФ, почти через 100 лет после закрытия Смольного. Поэтому новое учебное заведение создавалось с учетом накопленного опыта и современных условий жизни, уровня развития науки, культуры и социально-бытовых условий для более качественного уровня образования. Что же изменилось с тех времен? На основе изученного материала я сравню эти два «новых» учебных заведения; что у них общего, а в чем различие.

Открытие Смольного института состоялось в 1764 году, и первых смолянок было всего 60. В отличии от него, Пансион воспитанниц открыл свои двери в 2008 году и его набор составил 180 воспитанниц. Сегодня в Пансионе обучается 640 воспитанниц. В 2011 году состоялся первый выпуск - 11 класс закончили 55 воспитанниц. 


2. Внешний образ

Если сравнивать одежду воспитанниц обоих учебных заведений, то можно сделать вывод, что она соответствует самым современным технологиям, модному дизайну и пошиву своего времени.

Одежду для воспитанниц Смольного института, к примеру, шили из камлота, выписывавшегося из Англии.

А воспитанницам Пансиона одежда разработана и сшита известным российским кутюрье и модельером, член-корреспондентом Синдиката высокой моды Парижа - Валентином Юдашкиным и начинающим модельером - Кирой Пластининой, которая в Пансионе воспитанниц преподает курс «Школа стиля».

Внешний вид «смолянок» отличался простотой и скромностью: одевались и причесывались строго по форме, никаких вариаций не допускалось. Институт диктовал свои нормы внешнего вида. Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета.

Обычно "смолянки" составляли "четыре возраста", каждому из которых соответствовал определенный цвет выдававшейся им форменной одежды: первому (с 6 до 9 лет) - "кофейный", или коричневый, второму (с 9 до 12) - голубой, третьему (с 12 до 15) - "сероватый", четвертому (с 15 до 18) – белый (хотя на уроки они приходили в зеленом, белыми были только их бальные платья).

Платья для девочек шили с декольте и с короткими рукавами, к которым полагались манжеты из толстого полотна и длинной прямой юбкой, на плечи надевалась пелерина. Белые чулки и толстые башмаки на шнурах дополняли костюмы.

По праздничным и воскресным дням полагались шелковые платья тех же цветов. Стипендиатки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками. Выдавали ученицам также шпильки, булавки, гребни, пудру и перчатки — три пары кожаных в год и одну пару белых лайковых на три года для ассамблей.

Для зимы смолянкам шили синие бурнусы на вате с капюшоном, салопы из черного сукна, носили капоры и перчатки, опойковые ботинки и шерстяные шапочки.

В Пансионе воспитанниц выбор одежды очень разнообразен. У каждой воспитанницы имеется набор из более 100 наименований одежды, не подразделяя на возраст. Уставом Пансиона воспитанниц установлена единая форма одежды, которую нарушать строго запрещается.

На время занятий общеобразовательными дисциплинами воспитанницы обязаны носить строгий костюм:

- синяя форма (пиджак, юбка, брюки);

- красная форма (пиджак, юбка);

- синяя бархатная форма;

- блузки различных цветов (белая или розовая) с длинным или коротким рукавом.

Для дополнительных занятий воспитанницы в зависимости от кружка или секции надевают: спортивный костюм или костюм для занятий конным спортом, плаванием, обмундирование фехтовальщицы, суммоистки или фигуристки; костюм для занятий различными танцами (бальными, современными, народными).

Для повседневных мероприятий предусмотрены различные водолазки, джемпера, джинсовые сарафаны, брюки, юбки.

А когда воспитанницы Пансиона выезжают на балы, то надевают свои бальные платья, также как и благородные девицы Смольного института.

Воспитанницы Пансиона имеют несколько пар обуви – это туфли на каблуке, балетки, кроссовки.

Воспитанницы Пансиона в своем гардеробе имеют зимнее пальто на вате с капюшоном, шерстяные шапки и перчатки, зимние замшевые сапоги с мехом; куртку и плащ - на весеннее - зимний период времени, а также и осенние сапоги.


3. Жизнь, быт, воспитание.

По режиму и организации процесса обучения Смольный институт относился к высшему женскому учебному заведению закрытого типа, где по Уставу принимались исключительно дочери знатных потомственных дворян и высших чиновников. И только, начиная с 1766 года, Екатерина II стала помещать в Смольный своими пансионерками сирот, а также девочек, чьи отцы погибли на войне либо выделились своими заслугами.

В отличие от него Пансион воспитанниц – это среднее общеобразовательное учреждение, где обучаются только девочки - дочери военнослужащих, проходящих военную службу в отдаленных военных гарнизонах, из неполных и многодетных семей, дочери погибших военнослужащих и участников боевых действий, награжденных государственными наградами за выполнение воинского долга.

Срок обучения в Смольном институте составлял 12 лет (принимались девочки с 6 лет и учились до достижения ими 18 лет) и за это время Уставом института предполагалось: совершенное знание законов, и усвоение всех правил доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости.

Для занятий с воспитанницами назначались учительницы во всех классах. Учительницам предписывалось более всего учить благонравию: «Стараться, чтобы девицы не привыкали излишне важничать или унылый вид являть. Паче всего наставлять их в основаниях благоразумия, добронравия, благопристойности, благородной, а не принужденной учтивости и всех добродетелей. Чтобы от самого юношества и до возраста приучаемы были к добродетелям, учтивости, ласковым и приятным разговорам не только с равными, но и с самыми последними, какого бы звания кто ни был. Через такое доброе поведение и поступки при первом их в свете вступлении учинятся они отличными в обществе»
Под словом общество здесь нужно понимать светские собрания, переродившиеся петровские ассамблеи, где при общих удовольствиях сближались между собой благородные люди обоих полов и где женское влияние должно было смягчать грубость мужской натуры. Только в таком обществе русская образованная женщина могла иметь значение, и, естественно, что к этому велось всё воспитание благородных девиц.

В интересах светского общества обращалось и особое внимание на развитие остроумия в девушках.

По сравнению с ним, в Пансион воспитанниц МО РФ поступают девочки, начиная с 5 класса общеобразовательной школы, и обучаются по 11 класс, т.е. в среднем 7 лет. В Пансионе воспитанницы получают глубокие знания и достойное образование. Итогом окончания Пансиона является высокий уровень образованности и интеллекта в современном обществе, получение аттестата о среднем образовании.

Если выделить общее в этих учебных заведениях, то в обоих прививается любовь к культуре, уважение к истории своей страны и жажде знаний учащимися.

Если сравнивать процесс обучения в этих заведениях, то можно сказать следующее.

В смольном институте благородных девиц ученицы делились по возрасту на четыре класса.

Программа обучения и воспитания была разделена по возрасту:

Первый класс (6-9 лет) преподавали: Закон Божий, русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы и музыку.

Второй класс (9-11 лет) к вышеперечисленным предметам прибавлялись: история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством.

Третий класс (12-15 лет) продолжалось преподавание тех же предметов с прибавлением - словесных наук, опытной физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена из программы в 1783 году), обучали шить на себя платье и вязать чулки. Кроме того, смолянок учили сочинять стихи, рисовать, петь, играть на различных музыкальных инструментах,

Четвертый класс (15-18 лет) был посвящен повторению изученного материала и усиленным практическими занятиями по домоводству, рукоделию, счетоводству. Впоследствии сюда добавили геометрию. Также вводились занятия, приобщающие к домашней бухгалтерии (запись расходов, расчет финансов). Одним из основных занятий в этом классе заключалось в том, что девочки ежедневно, по очереди, преподавали уроки в младших классах, что приучало их к педагогической практике, необходимой для будущих матерей-воспитательниц. Можно сразу отметить, что в Пансионе воспитанниц, пока, такое не предусмотрено.

В 1853 году появились ежедневные трудовые занятия: уроки кройки, шитья, вышивания, вязания, токарного дела. На протяжении всего обучения изучалась экономия и домостроительство с прикладными занятиями.

Огромное значение в Смольном институте придавали самостоятельному чтению книг. Свободное от занятий время воспитанницы посвящали чтению (преимущественно нравоучительных трактатов и книг исторического содержания) под надзором наставниц. Считалось, что путем чтения воспитанницы не только получают знания истории и литературы, но им прививается вкус к слогу, способность к написанию сочинений. Посредством чтения литературы русских классиков (Фонвизина, Ломоносова, Державин, Пушкина, Жуковского и т.д.) девочкам прививалась любовь к русскому языку и литературе. Отмечалась начитанность смолянок.

Экзамены в Смольном институте проводились ежегодно, с апреля по июнь – от старшего возраста к младшим. Все пройденное распределяли по билетам, в которых кратко излагались вопросы. Результаты ответов каждой ученицы суммировали с баллами за успеваемость и поведение. Слабо успевающие ученицы на второй год не оставались, их переводили в следующий класс, но учились они в соответствующем их успехам отделении.

Выпуск смолянок проводился один раз в три года. Это было особое событие. Выпускницы сдавали публичный экзамен. В день экзамена воспитанницы читали свои сочинения, стихи, а вечером демонстрировали рисунки, швейные работы, успехи в танцах и пении. Весной был выпускной вечер, на котором вручали аттестаты, шифры (знак отличия, резной вензель императрицы, которым награждали лучших выпускниц) и организовывали парадный обед с шампанским.( фото выпускниц)
В отличие от него воспитанницы Пансиона учатся в системе общеобразовательных дисциплин с 5 по 11 класс, переходя каждый год из класса в класс. Так же, как и в Смольном институте, младшими девочками изучаются: математика, русский язык, иностранный язык, рисование, музыка, природоведение, физкультура. Переходя из класса в класс изучаются более сложные предметы, которые входят в обязательную школьную программу, такие, как геометрия, физика, химия, география, биология, история, химия, МХК, информатика, а в старших классах – астрономия, обществознание.

Помимо этого в Пансионе воспитанниц проводятся уроки трудового обучения, где девочек обучают правилам этикета, сервировки стола, кулинарному мастерству, разным технологиям домоводства, в 7-8 классе учат шить себе одежду. Также обучают изобразительному искусству, мировой художественной культуре, бальным танцам.

Воспитанницы старших классов помимо общеобразовательных предметов обучаются в профильных классах, где углубленно изучают предметы, необходимые для поступления в высшее учебное заведение.

Учебный процесс выстроен с использованием передового российского и мирового опыта. Программа обучения включает помимо предметов обязательной школьной программы широкий блок дополнительного образования: три иностранных языка, занятия танцами, спортивное, художественное и музыкальное образование. Овладение навыками игры на музыкальном инструменте, вокальным искусством, оркестровой игрой, искусством живописи, основами графического дизайна, станковой композиции, скульптурной пластики, основами батика – это те немногие предметы, которые осваивают воспитанницы.

Если удается найти свободное от занятий время, воспитанницы Пансиона много читают. Помимо книг школьной программы девочки с удовольствием читают и классическую литературу, и современную, фантастику и исторические рассказы и повести, и любовные романы.

Экзамены в Пансионе воспитанниц, как и в Смольном институте, проводятся ежегодно в мае - июне месяце. А выпуск воспитанниц в Пансионе воспитанниц, в отличие от Смольного, проводится каждый год. Девочки Пансиона сдают Единый государственный экзамен и поступают в высшее учебное заведение. В прошлом году состоялся первый выпуск воспитанниц. Он проходил на Соборной площади Кремля в Москве вместе с выпускниками других кадетских училищ и корпусов, где им вручались аттестаты о среднем образовании. После завершения церемонии выпускницы вместе с родителями оправились в путешествие по Москва-реке.

Золотые медалисты – Виктория Мельникова, Екатерина Филиппова и Евгения Уварова.

Серебряные медалисты – Валентина Малиновская и Надежда Ямова.


Если сравнивать быт воспитанниц, то он создан в соответствии с теми условиями жизни, в которых проживали и проживают воспитанницы.

Смольный институт занимал поначалу помещения, которые при Елизавете Петровне строились для Воскресенского (Смольного) монастыря архитектором Растрелли, для этого над жилыми корпусами монастыря надстроили третий этаж. Однако для воспитательного учреждения эти помещения все равно оставались неудобными. В начале 19 века было принято решение построить для Смольного института новое специальное здание. Его проект разработал архитектор Д. Кваренги. Прекрасный мастер классической архитектуры, Кваренги, тем не менее, преклонялся перед великолепным созданием Растрелли - Смольным монастырем, поэтому решил вести новое строительство чуть в стороне, южнее монастырского комплекса. Кваренги создал строгое и значительное здание, которое как бы оттеняет живописность творения Растрелли.

Смольный институт был основан при Воскресенском – Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной.

Он имел удобную планировку: на первом этаже по сторонам коридора располагались учебные помещения, а на втором этаже - жилые комнаты. Настоящим украшением здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Кваренги не только придавал значение каждой детали отделки здания, но и продумал планировку пространства вокруг него: со стороны главного подъезда устроили большую площадь, а с противоположной стороны заложили регулярный сад.

Жили ученицы в дортуарах (общая спальня в закрытых учебных заведениях) по девять человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще классная дама, следившая за поведением на уроках. До 12-летнего возраста «смолянки» полностью обслуживались институтом, и лишь потом они самостоятельно уделяли внимание одежде и прическе. У них поддерживалась и привычка к роскоши: скатерти в старших классах менялись к каждому приему пищи, подавались серебряные приборы.

Современный Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ расположен на территории бывшего факультета военных дирижеров при Московской консерватории, в центре Москвы. На его территории расположены жилые и учебные корпуса, столовая, бассейн, спортивный зал, домик творчества, музыкальная школа, которые имеют современный дизайн, небольшая территория для прогулок с качелями, скамейками, водоемами и беседками.

Девочки Пансиона воспитанниц проживают в комнатах по 2 человека, которые обустроены по современному дизайну. Комнаты представляют собой не только спальное помещение. Помимо кровати, для каждой девочки есть свой стол, где они занимаются самоподготовкой, у каждой есть ноутбук и проведен Интернет. Также можно отдохнуть между занятиями, почитать в свободное время. Имеется общий душ, туалет и гардеробная комната. Воспитанницы самостоятельно за собой ухаживают. Для этого имеется гладильная комната, в которой воспитанницы самостоятельно готовят свою форму одежды.

В обоих учебных заведениях девочкам необходимо соблюдать обязательные правила проживания и дисциплины, воспитанницы жили и живут по строгому распорядку дня.

В Смольном институте подъем был в 6 часов утра, далее умывание, причесывание, одевание. После общей молитвы подавали чай. С восьми утра до восьми вечера шли занятия с перерывами на обед и полдник; обучение сменялось прогулками на свежем воздухе, приемы пищи – играми «склонностям и времени». В восемь вечера был ужин, далее недолгий отдых, общая молитва и отход ко сну.

В Пансионе воспитанниц распорядок дня несколько отличается от Смольного института. Подъем в 7 часов, затем умывание, одевание и завтрак. После завтрака у воспитанниц начинаются учебные занятия, которые заканчиваются в 13.25 часов, затем обед. После обеда у воспитанниц предусмотрена самоподготовка и выполнение домашнего задания. В 17 часов – полдник, а затем девочки занимаются дополнительным образованием. В 19 часов – ужин. После ужина воспитанницы в спальном корпусе занимаются выполнением домашнего задания и подготовкой к следующему учебному дню. Отбой - в 21.30 у младших и 23 часа у старших девочек.

Религиозному воспитанию в Смольном институте уделялось особое внимание. Считалось, что регулярным посещением церкви, слушании Евангелия и ежедневными молитвами, девочки ограждались от всяких соблазнов мира и, тем самым, в них воспитывалось благочестие, благопристойность и христианское послушание. Это не всегда оправдывалось, так как Смольный институт готовил девушек для жизни в светском обществе, а не жизни, ограниченной строгими правилами и запретами. Религиозность не являлась главным в воспитании образованной женщины.

Пансион воспитанниц отличается от Смольного института отсутствием религиозного воспитания девочек.

В Смольном институте, согласно Уставу, девочкам не разрешалось покидать учебное заведение и все время обучения до достижения ими 18- летнего возраста, они находились в институте. Разрешалось их посещение гостями и родственниками только по большим праздникам и в специально отведенные дни в присутствии начальницы.

В отличие от него, жизнь в Пансионе воспитанниц не настолько закрыта. В Пансионе разрешены увольнения девочек с родителями 1 раз в месяц в воскресенье, и воспитанница может с родителями покинуть территорию Пансиона. Также летом и зимой предусмотрены каникулы. Воспитанница может в течение месяца побыть дома с родителями.



Питание смолянок не отличалось изобилием. Из воспоминаний бывших воспитанниц следует, что на столе всегда были маленькие порции, в достатке были только хлеб и квас. Воспитанницы испытывали чувство голода. Иногда девочки сушили сухари из черного хлеба, вынесенного из столовой, и жгли сахар, делая карамель. Завтрак и полдник состояли из чая (или молока) с булкой. За обедом подавали три блюда: суп или щи, небольшой кусок говядины, различно приправленной, или котлету, какой-нибудь пирожок небольшого размера или кашу. Ужин состоял из двух блюд. Воспрещалось кормить детей веществами пряными и возбуждающими и требовалось приучать их "есть все, что есть только можно, и в выборе приправ к кушанью не быть прихотливой; но стараться, чтоб было все, сколько можно, просто".

Питание в Пансионе воспитанниц организовано по системе "шведский стол", однако, за обменом веществ и весом девочек строго следят. Программа по здоровому образу жизни разработана совместно с Российской академией наук, и каждый девочки вносят в электронную форму калории, виды физической активности и т.д.


Вместо салатов - салат-бар, много овощей без соусов и добавок. Макароны и картофель отсутствуют, эти продукты в пансионе заменяют, например, супами и овощными запеканками.

Вот ассортимент питания воспитанницы на один день.



Завтрак:

- каши (рисовая, манная, пшенная, кукурузная),

- хлопья или мюсли с молоком,

- омлет,

- чай,

- бутерброд с колбасой.



Обед:

- бар фруктовый: яблоки, груши, бананы, апельсины.

- супы: борщ, суп картофельный с мясными фрикадельками, суп овощной.

- вторые блюда: котлета, рыба в кляре, курица, кабачки, рис, гречка.

- компот, сок,

- булочка



Ужин:

- сосиски, курица, рыба,

- рис,

- свёкла, кабачки,



- чай,

- йогурт.


По системе воспитания особых различий у этих учебных заведений нет.

Система воспитания обоих учебных заведений основывается на строжайшей дисциплине.

Воспитательная сторона была подчинена выработанной И.И. Бецким особой системе, которая имела в виду по классификации "Устава":

1. Физическое воспитание. Для этого "благородные девицы" были разделены на четыре возраста, и каждый возраст был подчинен особому ритуалу и специальной педагогической выправке. Предписывалось девочкам чаще быть на чистом воздухе и в движении. Воспрещалось кормить детей веществами пряными и возбуждающими и требовалось приучать их "есть все, что есть только можно, и в выборе приправ к кушанью не быть прихотливую; но стараться, чтоб было все, сколько можно, просто".

2. Физико-моральное воспитание - основывается на тезисах: "праздность есть мать пороков, а отец - всех добродетелей - трудолюбие" и "трудами и непрестанным телодвижением, отгоняя уныние, леность, грусть, они предшественники дурных нравов, человек сохраняет силу, бодрость и веселость духа, столь нужных и для здоровья, и для доброты сердца".

3. Собственно моральное воспитание - опиралось главным образом на требование: "удалять от слуха и зрения детей все то, что хоть тень порока имеет". Для чего и возникла необходимость учреждать совершенно закрытое учебное заведение.

В образовании, какое полагалось Уставом для воспитанниц Смольного монастыря, четко просматриваются две цели:

Внешняя - должна была достигаться обучением воспитанниц иностранным языкам так, чтобы они умели не только хорошо читать и писать на них, но и говорить.

Внутренняя - дать воспитанницам материал для развития самостоятельного мышления, для расширения дальнейших их познаний.
Екатерина II придерживалась мнения, что задача обучения не в сообщении ребенку известного объема знаний, а в возбуждении в нем самостоятельности, значит, обучение должно быть наглядным. Даже Е.А. Половцева говорила: «Воспитание наше было основано больше на манерах, уменье держать себя comme il faut(франц., буквально – как надо, как следует, то есть соответствие правилам светского приличия, «хорошего тона»), отвечать вежливо, при вызове учителя держать корпус всегда прямо, говорить только на иностранных языках». Институт тщательно оберегал младенческую непорочность своих воспитанниц. Она считалась основой высокой нравственности. Старались оградить девочек от всякого вредного влияния.

Вся система образования Смольного института была направлена на то, чтобы сформировать в девочках почтение к старшим, чувство благодарности, доброжелательности, опрятность, бережливость, учтивость, терпение, трудолюбие и прочие добродетели. Особое внимание уделялось: религиозному, нравственному, физическому, художественному, трудовому воспитанию девочек. Я считаю, что те замыслы воспитания, которые были при жизни Смольного института, имеют свою значимость и сейчас. Пансион воспитанниц является закрытым учебным заведением. В Пансионе воспитанниц так же, как и в Смольном, большое внимание уделяется нравственному, физическому, художественному и трудовому обучению девочек. Помимо занятий в различных кружках и секциях, девочки каждую субботу убирают свои комнаты. По итогам каждой недели выбирают самую чистую комнату и самую опрятную девочку.

Жизнь в Пансионе, в отличие от Смольного, насыщена множеством событий. Помимо различных мероприятий, концертов, встреч с интересными людьми, воспитанницы имеют возможность участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, не только внутри Пансиона, но и за ее пределами. Воспитанницы посещают театральные постановки и кинотеатры; выезжают на экскурсии по историческим и памятным местам, интересным и научным заведениям, иногда и в других городах. Это дает им возможность узнать много нового и полезного для себя как в изучении предметов, так и для знаний. Все это дает им возможность развивать себя и свои способности, помогает в выборе дальнейшей специальности, определении правильности жизненного пути. Воспитанницы участвуют и в жизни государства. В этом году группа девочек, которым исполнилось 18 лет, участвовала в выборе Президента России.

Учеба в Пансионе воспитанниц – это огромный труд. Ведь учиться здесь не просто. Совмещать учебу, дополнительное образование, современный ритм жизни, а также участвовать в жизни Пансиона, конкурсах, олимпиадах – требует от девочек много сил, упорства и трудолюбия.

Физическому воспитанию уделяется также немаловажное значение. В Пансионе воспитанниц физическая культура является обязательным предметом школьной программы. Девочки систематически занимаются физкультурой, в большинстве случаев, на свежем воздухе. Помимо обязательных занятий (лыжи, бассейн, легкая атлетика) есть много различных спортивных секций, где можно по-своему усмотрению выбрать понравившийся вид спорта, развивать самостоятельно свои физические способности и вести здоровый образ жизни.

Весь этот режим жизни Пансиона дисциплинирует, организует, воспитывает морально-деловые качества и позволяет развиваться духовно и нравственно.

Когда девочки подрастали, их начинали практически знакомить со светом. Для этого начальница приглашала старших воспитанниц к своему столу, куда для общества приглашались светские молодые люди. По воскресеньям в институт приезжали светские дамы и кавалеры. В одно из таких воскресений воспитанницы давали концерт, в другое спектакль, а третье посвящалось просто разговору и т. п. Воспитанницы старших классов на этих собраниях должны были играть роль приветливых и учтивых хозяек.

Устав требовал от воспитанниц приветливости и благородства в обращении не только с равными себе людьми, но и с самыми низшими.

В Смольном институте так же сложились определенные типы воспитанниц, которые являлись продуктом общественного мнения. В самом общем виде среди институток были следующие типы. Первый тип – principales – начальницы, повелительницы, которые заставляли остальных девочек петь под свою дудку. Иногда весь дортуар (общая спальня для учащихся в закрытых учебных заведениях) повиновался трем-четырем таким тиранам, которые заставляли себя причесывать, одевать, отбирали у других девочек гостинцы и помыкали ими. Слово principales стало нарицательным, ругательным и было позорным клеймом на репутации воспитанницы.

Второй тип – временщицы, фаворитки классных дам, которых те отмечали и баловали.

Третий тип институток – бонсюжешки, или подданные. Это были девочки, которые хорошо себя вели в глазах начальства, но не пользовались симпатией одноклассниц. Хорошее поведение, к слову сказать, одобрялось воспитанницами, но бонсюжешки старались отличиться перед начальством, заискивали перед ним.
Согласно кодексу институтского поведения, девочки ценили стойкость перед начальством и честность с товарищами. Институтки не любили малодушия, слезливости, пустой восторженности, бесцельной экспансивности, кривляния, ломания, подергивания плечами, закатывания глаз.

Выделяли ещё одну классификацию институток – по внешним данным, которая наряду с хорошей учебой и острым языком была важной ценностью. За красоту обожали и баловали, за хорошую учёбу уважали, а острого языка боялись.

Существовали и другие типы среди воспитанниц. Бранчушками называли девочек с острым языком, которые не спускали обид, были ехидными и ядовитыми, подмечали слабые стороны людей и били в эти места беспощадно. Мовесюжешки – задорные, беспокойные личности, которые постоянно нарушали дисциплину, но с одноклассницами были в дружбе.

Отчаянными называли наглых, ленивых и плохо успевающих, постоянно нарушающих дисциплину девочек. С одноклассницами отчаянные были на ножах, девочки их презирали. Подлизушки – это те, которые заискивали и унижались как перед начальством, так и перед товарищами. Они были трусливыми личностями, без собственного мнения и без всякого чувства собственного достоинства.

Кусочницы – воспитанницы, постоянно что-либо выпрашивающие сами и требующие съестное за каждую услугу. Такой обмен был типичным для институтов благородных девиц. Тип девочки – тартюфа имел две разновидности. Первая представляла девочку, в которой злость брала верх над подлостью, они были умны, скупы, пронырливы, завистливы, занимались сплетнями. К другой категории относились глупые, с трусливым характером , они сплетничали и отпирались от всего дурного.

Фениксом называли умных учениц с блистательными способностями, пользующихся уважением подруг, но при этом почти всегда нарушающих дисциплину.



4 блок. Активный образ жизни

Повседневная жизнь Смольного института отличалась простотой и однообразием, строгим порядком и дисциплиной.



В общую систему воспитания Смольного института входили вопросы о физическом развитии детей и заботы об их здоровье. В корпусе всегда был свежий воздух и чистота. Ученицы много гуляли на свежем воздухе, и летом и зимой. Много времени проводили в саду на берегах Невы. Делали гимнастику и занимались танцами два раза в неделю. Зимой катались на коньках, катались с гор. Летом играли в игры: лапта и пятнашки - для младших; в мяч, теннис, крокет - для старших. В 1840 году кроме педагогической гимнастики вводится врачебная гимнастика. А с начала ХХ века была введена обязательная гимнастика для всех. Устав требовал, чтобы "девицы имели чистый и опрятный вид", чтобы "свежий и проветриваемый воздух был в комнатах". Помимо физического развития, императрица поощряла увлечение воспитанниц театральными постановками. Ставили краткие переводные пьесы, комические оперы, но большей частью играли спектакли на французском и немецком языках, что должно было помогать девочкам лучше их усвоить. Кроме того, Екатерина разрешила участвовать в представлениях кадетам Шляхетского корпуса, что, естественно, давало возможность многим молодым людям познакомиться.
Если сравнивать те возможности, которые есть сегодня у воспитанниц Пансиона для ведения активного образа жизни, то, безусловно, их больше.

Каждый день воспитанниц расписан буквально по минутам: сначала учебные занятия, потом дополнительные (или наоборот, зависит от расписания), спорт, культурные мероприятия, несколько часов на самоподготовку.
Центр дополнительных занятий - в расписании также, как и учебные, являются обязательными, но каждая девочка может выбрать себе любой кружок (или несколько) по вкусу. А глаза разбегаются от разнообразия: живопись, батик, скульптура, авторская игрушка, драматический кружок, школа журналистики, школа стиля, школа кулинара и школа читателя, разнообразные танцы...

Занятия спортом - одна из важных составляющих учебы в пансионе. Помимо дополнительных занятий по конному спорту (каждая девочка имеет право на 5 занятий в конно-спортивном клубе) и фигурному катанию (каждый класс 2 раза в неделю занимается на базе Ледового дворца ЦСКА), обязательными являются занятия по плаванию. Так, например, в Пансионе есть различные спортивные секции: таеквондо, самбо, сумо, настольный теннис, волейбол, баскетбол, мини – футбол, фехтование, шейпинг, аэробика, бильярд, гимнастика, лыжи, бадминтон.
5.Уровень знаний.
Выпускницы Смольного во многом способствовали просвещению русского общества. Именно они, создавая семьи или в силу обстоятельств вынужденные воспитывать чужих детей, прививали им любовь к культуре, уважение к истории своей страны, жажду знаний. Впервые в русской семье появляются образованные женщины, которые внесли в убежище дедовских предрассудков струю нового света и воздуха — новые здоровые и гуманные начала способствовали возникновению интереса к вопросам воспитания и пробуждали стремление к подражанию.

Выпускницы, окончившие Смольный институт и другие подобные учебные заведения того времени, довольно быстро находили себе место службы. Некоторые становились фрейлинами двора. Некоторые предназначались к педагогической деятельности. Они могли поступить на службу учительницами, классных дам в других женских заведениях того времени, на должности гувернанток в дворянские семьи, а также стать домашними наставницами. Они составили мощную конкуренцию гувернанткам-иностранкам. К примеру, одна из выпускниц Мариинского института– Прасковья Кругликова – была взята самой государыней для воспитания ее дочери княжны Анны Павловны, что, безусловно, служило примером для подражания.

Выпускницы Смольного института всегда отличались в обществе своей особой манерой поведения. К примеру, о лучших смолянках — Нелидовой, Ржевской, Плещеевой говорили: они были веселыми и непринужденными, поражали изящным вкусом и ярким воображением, остроумной речью, развитостью и обаянием «изящного ума». Это являлось примером для подражания другим.

Впоследствии как домашнее, так и частное воспитание ориентировалось на этот образ, на этот идеал. И уже женщины и девушки 1820-х годов в значительной мере создавали общую нравственную атмосферу русского общества, они смогли внести в него новые идеи, новые стремления. Они читали Вольтера, Руссо, Гете, одновременно постигая идеалы любви, верности, отдачи, нравственного долга женщины перед детьми, мужем и обществом. Среди них были придворные дамы, писательницы, воспитательницы, хозяйки аристократических салонов и оставшиеся неизвестными матери и жены, — все они вносили в среду, в которую возвращались после института, что-то новое, яркое, живое. Появляется новый женский образ, который становится реальностью. Те, кого называли «мечтательницы нежные», воспитали героическое поколение жен декабристов. Они задали высокую духовную планку и оказали колоссальное воздействие на формирование не только русского женского характера; в их литературных и музыкальных салонах находили вдохновение те, кто в будущем составил цвет русской культуры, — Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой...

Со временем изменились многое, развитий науки, культуры изменили потребность в качественно новом уровне знаний выпускниц. Пансион воспитанниц образовался сравнительно недавно. Но уже сейчас можно с гордостью сказать о том, каких результатов добиваются воспитанницы, еще обучаясь в нем. Они имеют огромные достижения в различных направлениях обучения: в науке, в спорте, в танцах, в музыке, в живописи, в вокальном жанре. Воспитанницы Пансиона являются победителями и призерами научных конференций, олимпиадах, соревнованиях не только внутри заведения, но и за его пределами.

И с каждым днем успехов у воспитанниц прибавляется. Можно только представить, какими они станут в будущем.


Из написанного выше следует, что одной из главных задач воспитательного процесса была подготовка девушек к семейной жизни, к осознанию роли матери и жены.


Большой акцент в воспитании личности девушки делался на формирование в ней качеств, необходимых ей в дальнейшей жизни, при создании семьи и воспитании детей.
Уделяя особое внимание именно формированию в девушках женственности и воспитание в них всех качеств, которые являются составляющими этого широкого понятия, общество в результате имело хороших матерей, жен, как говорится, хранительниц семейного очага, которые не только прекрасно справлялись со своими обязанностями, но и создавали уют и тепло в своих домах, дарили любовь всем его обитателям.
Н. Высотский напоминает о том, какую цель должна достичь классическая школа – воспитывать бодрых телом и духом, проникнутых хорошими нравственными началами молодых людей, вполне готовых к восприятию наук в высших учебных заведениях.

Достарыңызбен бөлісу:




©www.dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет