Картина и. И. Левитана «озеро. Русь»



Дата20.07.2016
өлшемі204 Kb.
#212853


КАРТИНА И.И. ЛЕВИТАНА «ОЗЕРО. РУСЬ»
О.С. Кораблёва, студентка 5 курса

ГОУ СПО «Выборгский педагогический колледж»
Я решила написать исследовательскую работу о картине, о которой знают немногие, т.е. раскрыть что–то новое. Пока неизвестное.

В
от картина И.И. Левитана «Озеро. Русь»


От неё буквально веет тишиной и спокойствием, которого так не хватает в нашей бурной жизни. Картина создаёт чувство умиротворённости, и затягивала, манила туда на берег озера. Кажется, еще чуть–чуть и услышишь кваканье лягушек, почувствуешь лёгкие прикосновения тёплого весеннего ветерка.

Оказалось, что к этой теме обращались лишь немногие авторы: Аменский Ю., Асафьев Б., Вермель, Ростиславов А. и др. Поэтому есть основание считать творчество Левитана И.И. недостаточно изученным, что и определило тему данного исследования.

«…» Мы знаем, помним и ценим, выдающихся русских пейзажистов дочеховской и чеховской поры (все они представлены в Русском музее), без которых история пейзажной живописи невозможна: И. К. Айвазовский, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф. А. Васильев, но Антон Павлович Чехов называл Левитана «лучшим русским пейзажистом» - и считал одной из главных вершин в русском пейзаже.

Главным произведением позднего Левитана стала большая картина «Озеро» или как художник называл её для себя, - «Русь». Начатая живописцем, по некоторым сведениям, под впечатлением от поэзии А. С. Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и, прежде всего, от пейзажного мотива стихотворения «Последняя тучка рассеянной бури», это полотно стало «лебединой песнью» Левитана.

Неизвестное озеро… Оно предстаёт перед нами на незаконченном полотне Левитана и составляет центр экспозиции левитановского зала музея. А экспонируемые вокруг неё полтора десятка других пейзажей художника – «Золотая осень. Слободка», «Овраг», «Тишина», и другие,- кажется, расположены на пути к этому озеру.

Где же находится это озеро? В верховьях Волги ли, где художник проводил долгие часы рассветов и закатов? В Максимовке или Бабкине, что возле Нового Иерусалима, где Левитан прожил несколько лет в весёлой компании Чеховых? Может это озеро – Удомля под Вышним Волочком, где была написана картина «Над вечным покоем»?

Люди, не ищите это озеро на карте России. Его вы там просто не найдёте, потому что озера этого нет ни на одной карте мира. Его нет,… и оно есть…затерялось между лугами и негустыми рощами средней полосы России, воспетой Левитаном с такой необыкновенной силой. Оно вышло из многих озёр и прудов и отразило множество виденных художником заводей, тростниковых зарослей, поросших осокой берегов. Во время работы над картиной в мастерской художника побывал А.П. Чехов. Он сказал: «Как бы ты не назвал эту картину, это – Россия». Поражён этой картиной К. А.Тимирязев. Он с интересом осмотрел полотна, но остановился перед «Озером». Тимирязев пристально вглядывался в полотно, в далёкий берег, освещенный солнцем, в заросли тростника, волнуемого ветром, и как зритель и как естествоиспытатель покорялся силе воображения, силе поэтического восприятия природы, когда она перестаёт быть грандиозной суммой элементов, атомов, веществ, а превращается в песню, в стихотворение, в давнее, щемящее душу воспоминание…

Огромно это полотно,

Страны прекрасен вид.

Как будто в сказку здесь окно –

Все светится, горит.
И кучевые облака

Торжественно плывут,

Они плывут издалека

И дальше держат путь.


Расскажут эти облака,

Что озеро здесь есть,

На берегу его дома,

И тех домов не счесть.


И колоколен дальний звон

Над озером плывет,

И свет в воде их отражен,

Как будто вижу дивный сон,

И все о счастье здесь поет.
Как разноцветное стекло

То озеро горит,

Огромно это полотно,

Прекрасен этот вид.


Обильный, благодатный край –

Такой страна тогда казалась,

Ну, прямо не земля, а рай,

Куда же все это девалось?…


Не тот мы выбрали маршрут,

Путь оказался слишком крут.

Со времен Великого Петра

Идет не та, увы, игра…

14.12.02

Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов. Он придвинул знакомое малиновое кресло, удобно погрузился него, тщательно протер пенсне и залюбовался новой вещью, которую еще не видал. Чем дольше он смотрел, тем яснее для него становилось, что вода в озере, с синей крупной рябью, дрожала, чуть колебался золотистый тростник, качались в обманчивой глубине вод пронизанные солнцем белые облака, мерцала над озером теплая бездонная синь. На берегу озера стояли березы, к воде спускались плодоносные рыхлые полосы ржи, среди них разместились ветхие, неказистые крестьянские избы, и над всем этим шел радостный летний день, полный зноя, истомы. Солнце на картине не было изображено, но невидимый источник света залил широкое, размахнувшееся во все стороны, струящееся пространство.

Каждый из русских людей где-то, когда-то видел такое озеро, любовался ослепительной зеркальностью его, хорошо и радостно думал о своей красивой, дивно разнообразной земле. Даже странно, что такую картину создал умирающий мастер.

Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И. С. Никитин), и именно поэтому особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов. В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо.

Левитан пытается соединить монументальность и декоративность, обобщенность образа со сложность изображения, тонкостью переходов света и цвета, психологизмом. Картина является— едва ли не самым мажорным произведением художника, она написана как бы наперекор смерти.

- Дайте мне только выздороветь,- говорил он Чехову, художнику и близкому другу Нестерову, - я совсем по – иному буду писать, вот увидите, лучше! И закончу «Русь»!..


Но в конце лета того же года картина, увитая черным крепом, уже находилась в русском отделе Всемирной выставки в Париже, она носила название «Озеро». Жизнь Исаака Ильича Левитана преждевременно оборвалась.

Существует несколько мнений о картине, каждый человек видит в ней что-то своё. А.А. Фёдоров-Давыдов считал: «картина «Озеро» принадлежит к замечательным творениям Левитана, хотя он сам и остался ею не удовлетворенным. Полотно производит на нас непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы. Это- Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть. Это - природа в своей шири и красоте, свидетельство того, что именно счастье и изобилие, а не бедность, смирение и страдания являются правдой жизни, ее нормой и естественным порядком вещей. Это то выражение в красоте природы веры в будущее, утверждение достойной человека жизни, которое мы видим в творчестве Левитана и в котором оно особенно близко и родственно творчеству его великого друга и современника А.П. Чехова. В своей «лебединой песне» Левитан вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство на протяжении всей жизни». А эти строки из сочинения по картине ученика А Агазаде Шах:

«Свою большую последнюю картину художник Левитан назвал «Озеро. Русь». Художник хотел сказать: «Это Русь, счастливая, свободная, какой она, может быть, и будет. Не бедность, не смирение и страдания - удел России, она вся – в будущем».

Кроме того, известно, что существует несколько вариантов картины «Озеро», одна из которых находиться в Русском музее, и ещё две: в Государственной Третьяковской галерее, и эскиз в музее искусств Нижнего Новгорода.

Таково «Озеро», такова «Русь». Есть в этой картине что–то эпически величавое, могучее. Её можно поставить рядом с гениальной картиной Левитана «Над вечным покоем» - где нет покоя, где дуют холодные ветры тревоги. В «Озере» же силы земли, солнечный свет, ветер прозрачной и свежей осени утверждают жизнь, её продолжение, её стремление вперед. Эта душевная бодрость, эта живущая в красках надежды созвучны светлой пушкинской строки, положенной в основу избранной Левитаном темы. Тут тоже – людские судьбы, «хоть ими здесь пропитан только воздух».
Использованная литература
1. Аменский Ю. Рассказы о Русском музее. – Лениздат, 1981.

2. Асафьев Б. Русская живопись. - М., 1966, с. 85

3. Вермель. Исаак Ильич Левитан и его творчество. - Санкт-Петербург, 1902, с.5.

4. Государственный Русский музей Москва «Советский художник» 1991, 368 с.

5. Ростиславов А. И.И. Левитан. - М., 1911, с. 49.

6. http://www.museum-online.ru/Peredvizhniki/Isaac_Iljich_Levitan/

7.http://referatko.ru/literatura_yazykovedenie/referat_tvorchestvo_levitana_winword_kursovaya/index-2.html

8. http://sch1262.ru/levitan/art16.html



9. http://staratel.com/pictures/ruspaint/348.htm



Достарыңызбен бөлісу:




©www.dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет