Крещение Руси



Дата23.10.2019
өлшемі49.26 Kb.
түріРеферат
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации

ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Медико-психолого-фармацевтический факультет

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук





Реферат на тему:

«Крещение Руси»

Выполнила: Крылова Анна Павловна

Студентка: КрасГМУ 111 группы лечебное дело

Проверила: Старший преподаватель

Штарк Елена Владимировна

Красноярск 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение………………………………………………………….…………….….3

Глава 1 Особенности славянской культуры до принятия Христианства……..4

Глава 2 Крещение Руси, как начальный этап принятия Христианства

2.1 Анализ исторических причин, которые привели к рассмотрению Христианства, как государствообразующей религии…………………………..6

2.2 Проведение крещения Руси князем Владимиром………………………..…8

2.3 Последствия принятия Христианства на Руси…………………………..….11

Вывод…………………...………………………………………………………...13

Список литературы………………………..……………………..……………....15



ВВЕДЕНИЕ


Крещение Руси — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Древней Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время принятия новой религии. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что «крещение» состоялось позже: в 990 или 991 году).

Древняя, дохристианская религия славянских народов известна нам далеко недостаточно. Известно только то, что русичи как и все в те времена были язычниками, поклонялись силам видимой природы и почитали предков

Стремясь заменить славянский языческий пантеон авторитетной монотеистической (единобожие) религией, князь Владимир выбирал между четырьмя вероисповеданиями. Вопрос о выборе веры был вопросом о выборе политической и культурной ориентации и шире - самого характера народа и его психологии.

Более тысячи лет прошло с тех пор, как в России утвердилось христианство, на основе которого выросла российская цивилизация. Именно это и составляет актуальность данной темы.

Цель данной работы – сформировать представление о принятии христианства на Руси и его историческом значении.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение особенностей славянской культуры в древней Руси до принятия Христианства.

2. Анализ исторических причин, которые привели к рассмотрению Христианства, как государствообразующей религии.

3. Изучение проведения крещения Руси князем Владимиром.

4. Изучение последствий принятия Христианства Руси.




ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДО ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА.


До принятия христианства древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов, среди которых бог неба по имени Сварог, бог Солнца по имени Даждьбог, Хоре, «скотий бог» Велес, бог грома и молний по имени Перун, бог ветра по имени Стрибог. И язычество, и христианство в равной мере были основаны на вере в сверхъестественные силы, управляющие миром1.

Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, бортничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д. Местами поклонений древних славян идолам были открытые святилища – капища. В центре капища стоял идол. Эти скульптурные изображения божеств, довольно примитивные по исполнению, могли быть как деревянными, так и каменными. Ярким примером идола древних славян служит вышеупомянутый «Збручский идол». Капища были огорожены, внутри разводился костёр. Древнерусские языческие жрецы – особая категория лиц, обслуживающих религиозную сферу – назывались волхвами. В IX–X столетиях на Руси сложилась влиятельная прослойка волхвов2.

Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь Святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла' более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью. Несмотря на то что подавляющее большинство ее жителей было язычниками3. Христианская литература, написанная на старославянском языке, проникла на Русь из соседней Болгарии. Киевские князья сознательно медлили



Глава 2 Крещение Руси, как начальный этап принятия Христианства

2.1 Анализ исторических причин, которые привели к выбору Христианства.


Для принятия христианства на Руси было несколько причин. Одним из главных факторов, которые побудили ее стать более цивилизованной и отказаться от язычества, было желание Владимира сделать Русь единым государством и соединить народы, живущие в нем. В то время создание сильного духом княжества было необходимым. Язычество не позволяло объединить племена и вызывало ряд конфликтов между ними. Вместе с этим и власть князя была незначительной. Для сплочения народа и усиления собственной значимости, князь Владимир добился принятия христианства4.

Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость принятия христианства. И не случайно Владимир поставил на холме главных языческих богов во главе с Перуном, пытаясь в языческой религии найти опору государственного единства страны. В летописи рассказывается о том, как к Владимиру приходили религиозные миссии из мусульманской Волжской Болгарии, иудаистской Хазарии, немецких земель, где утвердилось христианство римского толка. Прибыл проповедник и из Византии, который изложил Владимиру смысл православного христианства. Владимир внимательно выслушивал миссионеров, советовался с боярами и киевлянами5.

В исторической литературе упоминаются следующие основные причины выбора христианства:


  1. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию оn всего европейского сообщества стран.

  2. Во-вторых, новая религия с ее монотеизмом (единобожием) вполне соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом.

  3. В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, матери, детям, к человеку вообще. Это не могло не содействовать прогрессу общества.

  4. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны: христианство уже обладало хорошо разработанной философской системой, породило богатую богословскую литературу. Постепенные контакты с христианскими странами содействовали приобщению Руси к духовности и культуре этого мира.

  5. В-пятых, вызревание на Руси новых общественных отношений, все более быстрое и глубокое социальное расслоение требовали новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства6.



2.2 Проведение крещения Руси князем Владимиром


В византийских и арабских источниках указано, что в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя Владимира была рука сестры Императоров Василия и Константина, царевны Анны. Византийцы посчитали данное требование унизительным, тогда Владимир напал на Корсунь и овладел им в разгар войны с Вардой Фокой, а затем продолжил угрожать Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия - в честь своего восприемника Императора Василия II7.

Византийцы, нуждавшиеся в русской помощи, согласились с требованием Владимира, но предложили ему принять крещение. Владимир согласился. Русский отряд был направлен в Византию, и антиправительственный мятеж был подавлен. Но, когда опасность миновала, греки не торопились выполнять договор о браке Анны и Владимира8.

Ситуация резко изменилась. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь).Осада продолжалась несколько месяцев. В конце концов с крепостных стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка. В ней говорилось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод, который находится к востоку от городских стен. Стрела была послана от имени священнослужителя Анастаса. Воины Владимира нашли трубопровод и перекрыли его. Вскоре изнемогающие от жажды жители города сдались на милость победителя9.

После этого Владимир послал в Константинополь гонцов и передал с ними, что если Анна не прибудет к нему в Херсонес, то русская армия атакует Константинополь. Владимир подтвердил свое обещание принять крещение. Анна отказывалась ехать на Русь, плакала и говорила: «Лучше мне умереть». Но византийский император Василий II уговорил ее помочь Византии, и вскоре корабль, где находились принцесса, ее свита, священники, прибыл к берегам Крыма10.

В Херсонесе Владимир принял крещение, подчеркнув тем самым добровольность этого акта со стороны Руси и независимость от воли Византии. В христианстве он взял имя Василий в честь императора Василия II, с которым Владимир становился как бы вровень. Херсонес был возвращен империи. Вместе с великим князем крестилась и часть дружины. Владимир вернулся в Киев, взяв с собой из Херсонеса иконы, церковную утварь, выведя оттуда часть священников. Прихватил он с собой и мощи святых Климента и Фива. Ушел с Владимиром и священник Анастас, помогший ему овладеть городом11.

По прибытию в Киев в первую очередь Владимир крестил двенадцать своих сыновей, всех родственников слуг и бояр, после чего приступил к официальному введению христианства на Руси. В древнерусских источниках не содержится подробного описания процесса крещения. «Повесть временных лет» сообщает об этом моменте «крещения Руси» предельно кратко: отдав Корсунь византийцам, Владимир «вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы, - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву извозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами... Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем12. На следующее утро жители города явились к реке. Там все они — мужчины, женщины, дети — вошли в воду, и священники провели над ними обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из них — церковь Святого Василия — он указал поставить13.

На части территорий христианство приходилось насаждать силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, а сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. В таких городах как Новгород, Муром и Ростов предводители язычества, волхвы, оказывали активное сопротивление14.

Согласно традиционной церковной истории в Ростове и Муроме сопротивление введению христианства продолжалось до XII века, так как два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны. Окончательно Ростов был крещен только в 1078году епископом Исаией15.

К тому времени структура церковной иерархии сложилась в основном следующим образом. Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание церквей жертвовали почти десятую долю своих дани и оброков. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни своих прихожан. Одной из сильных организаций церкви были монастыри, которые вообще играли важную роль в истории средневековых государств, в том числе и в древнерусском государстве. Все это пришло на Русь с усилением влияния христианства16.

Тем не менее, христианство продолжило распространяться, и вскоре в Чернигове, Новгороде, Ростове, Владимир-Волынске, Полоцке, Турове, Тмутаракани начали создаваться епархии. Таким образом, еще при князе Владимире большая часть населения Киевской Руси приняла христианство17 .


2.3 Последствия принятия Христианства на Руси


Многие исследователи полагают, что принятие православия было не только хорошо продуманной акцией со стороны князя Владимира, но и неким душевным порывом, признаком раскаянья за братоубийство и разгул. Как бы то ни было, но не сказать о тех политических и социальных последствиях, которые принесла христианизация Киевской Руси как государству, нельзя18.

Благодаря мощной поддержке Византии, которую Русь получила после крещения, славянское государство обрело немалый вес на политической арене как Европы, так и Азии. Помимо этого, принятие христианства позволило активно начать налаживать отношения с теми государствами, которые исповедовали ту же веру. Получив новый статус «цивилизованного», а не языческого, государства, славяне начали развивать торговые отношения с европейскими странами. Впоследствии эти контакты принесут не только экономическую, но и политическую выгоду, сделав Киевскую Русь весомым игроком на мировой арене19.

Начав крещение «сверху», то есть сначала окрестив себя, свою семью и ближайшее свое окружение, Владимир создал центральную вертикаль власти. Церковь стала той силой, которая объединила разрозненные славянские племена и укрепила княжескую власть. Существуя независимо друг от друга, эти два института – церковь и государство – всегда действовали сообща. Церковь направляла свои силы на устроение государства и поддержку центральной власти, государство же, в свою очередь, способствовало процветанию церкви20.

Именно христианство стало центральной духовной силой, сплотившей народ. И даже в период государственной раздробленности XII века Церковь оставалась неизменной, помогая славянам чувствовать себя единой нацией21.

Русь стала страной, где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Веря в Христа и святых угодников, представители всех слоев общества, особенно простой люд, продолжали считаться с домовыми и лешими, русалками и упырями22.

При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахи, деятели церкви в основном являлись создателями замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов. С годами великие князья поручили церкви судопроизводство по всем религиозным делам, а также по делам семейным23.

В церковных «уставах», которые были основанием для такого судопроизводства, церковь выступала за поддержание христианских начал в обществе и семье, человеколюбие, терпимость, уважение детей к родителям, уважение к личности женщины, старалась защитить обиженных и угнетенных. Церковь осуждала языческие обычаи: похищение девиц, многоженство, браки в близких степенях родства, насильственную выдачу дочерей замуж; преследовала преступления, унижающие человеческую личность. В этом смысле церковь, духовенство активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали снижению уровня эксплуатации24.

Вывод


Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что принятие христианства Киевской Русью являлось реализацией исторической закономерности. На данном этапе своего общественного развития Русь нуждалась в религиозной реформе. Формирование феодального строя диктовало необходимость замены политеизма новой монотеистической религией, соответствующей духовным потребностям населения Киевской Руси.

Крещение Руси составило один из начальных моментов идеологической перестройки общественной жизни Киевской Руси на этапе перехода древнерусского общества от доклассового состояния в классовое, от первобытнообщинного строя к феодальному. Христианство определило дальнейший путь развития Руси, при этом православие во многом обусловило становление собственно русской цивилизации, ставшей разновидностью христианской европейской цивилизации.

Древнерусское государство крещением упрочило свои экономические, политические и культурные связи, расширило дипломатические контакты, сформировало новую социальную систему, являвшуюся большим шагом вперед по сравнению с предшествующим этапом общественного развития.

Известный филолог В. Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для Русской цивилизации, пишет: «Эти два события [принятие христианства Русью и Литвой], сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера…



Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства - Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь, - может быть, особенно здесь».

Список литературы


  1. http://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/posledstviya-prinyatiya-xristianstva.htm дата обращения 10.09.18

  2. http://fb.ru/article/8742/prichinyi-prinyatiya-hristianstva-na-rusi дата обращения 10.09.18

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Крещение_Руси дата обращения 10.09.18

  4. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. — Москва: Проспект, 2012. — 768 с.

  5. Мунчаев Ш. М. История России : учебник / Ш. М. Мунчаев,В. М. Устинов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра М, 2009. - 752 с.



1 Мунчаев Ш. М. История России : учебник / Ш. М. Мунчаев,В. М. Устинов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра М, 2009. С. 37.

2 Там же, С.38.

3


4 http://fb.ru/article/8742/prichinyi-prinyatiya-hristianstva-na-rusi

5 Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А., История России с древнейших времен до наших дней: учебник; под ред. А. Н. Сахарова. — Москва: Проспект, 2012. С. 34.

6 Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А., История России с древнейших времен до наших дней: учебник; под ред. А. Н. Сахарова. — Москва: Проспект, 2012, С. 34.

7 https://ru.wikipedia.org/wiki/Крещение_Руси дата обращения 10.09.18


8 Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А., История России с древнейших времен до наших дней: учебник; под ред. А. Н. Сахарова. — Москва: Проспект, 2012, С. 35.

9 Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А., История России с древнейших времен до наших дней: учебник; под ред. А. Н. Сахарова. — Москва: Проспект, 2012, С. 35.

10 Там же, С. 35

11 Там же, С. 35

12 https://ru.wikipedia.org/wiki/Крещение_Руси дата обращения 10.09.18

13 Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А., История России с древнейших времен до наших дней: учебник; под ред. А. Н. Сахарова. — Москва: Проспект, 2012, С. 35.

14 https://ru.wikipedia.org/wiki/Крещение_Руси дата обращения 10.09.18

15 https://ru.wikipedia.org/wiki/Крещение_Руси дата обращения 10.09.18

16 5.Мунчаев Ш. М. История России : учебник / Ш. М. Мунчаев,В. М. Устинов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра М, 2009, С. 38.

17 https://ru.wikipedia.org/wiki/Крещение_Руси дата обращения 10.09.18

18 http://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/posledstviya-prinyatiya-xristianstva.htm

19 Там же

20 Там же

21 http://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/posledstviya-prinyatiya-xristianstva.htm

22 Мунчаев Ш. М. История России : учебник / Ш. М. Мунчаев,В. М. Устинов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра М, 2009, С. 36.

23 Мунчаев Ш. М. История России : учебник / Ш. М. Мунчаев,В. М. Устинов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра М, 2009, С. 37.

24 Мунчаев Ш. М. История России : учебник / Ш. М. Мунчаев,В. М. Устинов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра М, 2009, С. 37.



Достарыңызбен бөлісу:




©www.dereksiz.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет