Лисенко кон лек рус doc



бет1/7
Дата24.11.2023
өлшемі98 Kb.
#484328
түріЛекции
  1   2   3   4   5   6   7
Лисенко кон лек рус


Лисенко_кон_лек_рус.doc


Добрый, вам, вечер.
Рады видеть вас на очередном концерте-лекции.
Сегодня мы окунемся в мир музыки выдающегося украинского композитора Н.В. Лысенко (1842 – 1912).


«Если Чайковского мы называем волшебником русской музыки, то Лысенко, этого прекрасного композитора, который пленяет красотой своей музыки, мы можем смело назвать солнцем украинской музыки.» (Константин Станиславский)


Николай Витальевич Лысенко 170 лет со дня рождения величайшего украинского композитора второй половины XIX - начала XX ст. отмечает в этом году вся мировая музыкальная общественность. Он стал основоположником украинской классической музыки, вошел в историю национального искусства как талантливый дирижер, вдумчивый педагог, ученый-фольклорист и выдающийся музыкально-общественный деятель.
Он, Лысенко сформировал и обогатил почти все существующие в украинском музыкальном творчестве жанры. Своими теоретическими работами в области музыкального фольклора он значительно развил отечественную науку о народном музыкальном творчестве. Педагогической деятельностью М.Лысенко заложил основания высшего специального музыкального образования в Украине. Непосредственными продолжателями лучших творческих традиций М.Лысенко в украинской музыкальной культуре были К.Стеценко, Я.Степной, М.Леонтович

Мальчик не зашел, а влетел в гостиную. Он как раз возвратился из “странствий” - так называли в семье его самовольные отлучки на край села. Как он любил зеленые луга, которые пахли ромашкой, как любил дух родной степи! Как нравились ему пения жаворонков! Маленькие эти птички будто натаскали от неба до земли невидимые золотые струны. А кто затрагивал те струны, в того душа исполнялась легкокрылыми мелодиями...


Мальчонка сел к роялю, и из-под его пальцев полилась нежная, как дуновение степного ветра, мелодия. Скоро будет урок фортепьянной игры, и Николка попробует повторить эту мелодию маме. Ольга Еремеевна Лысенко, талантливая пианистка, не только ставила сыну руку, но и учила музыкальной грамоте, старалась развить заложенный в ребенка природой артистизм.
Мальчика воспитывали в аристократической манере, со свободным владением французского языка. Ценные воспоминания о детстве композитора оставил троюродный брат и друг Николая Михаил Старицкий. “...Как-то раздобыли мы запрещенные стихи Шевченко и целую ночь читали их, захватываясь и формой, и словом, и смелостью содержания... Лысенко, который привык к русскому или французскому языкам, был особенно поражен и очарован музыкальной звучностью и силой народного слова. И с того времени перестал этого слова стыдиться... Обнаружился, между прочим, и первый напечатанный “Кобзарь” Шевченко...” Кто же мог тогда предусмотреть, что муза будущего славного композитора навеки обнимется с бессмертным словом Кобзаря?
Род Лисенко был давний, казацкий, и жил таки в нем непоколебимый дух вольнолюбства. Семейные рассказы сохраняли давние запорожские песни и думы. Именно эти песни видим в первой рукописной тетради первых музыкальных обработок Лысенко-юноши...
После окончания Киевского частного пансиона и харьковской гимназии Лысенко вместе со Старицким поступает к Харьковский университет. По окончании первого курса оба перевелись в университет Киева. Там состоялось сближение со студентами Михаилом Драгомановым, Рыльским, Владимиром Антоновичем.
Николай взялся за изучение украинского языка, чтобы сделать его “культурным и своим”. Принимал участие в организации воскресных школ, в составлении украинских книжек для народа.
Музыкальное дарование Лысенко раскрылось в объединении студенческого хора. Он постоянно руководил этим хором, выступал в концертах как пианист.
В концертной деятельности Лысенко поражает его последовательность в верности памяти Шевченко. Благоговейное чувство к Кобзарю родилось, несомненно, в те минуты, когда Лысенко с другими студентами нес гроб с телом Тараса, которого после прощания с киевлянами должны были отвезти в Канев. Драгоманов во время похороны произнес смелую политическую речь. Лысенко же дал молчаливую клятву, которой остался верен на всю жизнь. Начиная с 1862 года, шевченковскую дату он отмечал организацией концерта, новым произведением, поездкой на могилу Кобзаря.
Окончив университетский курс, Лысенко после защиты диссертации получил диплом кандидата естественных наук и выехал работать мировым посредником в Таращанско-Сквирском уезде. Спасением от ненавистной чиновничьей работы с переписыванием уставных грамот стала поездка (в конце 1863 года) на Рождественские праздники к супругам Старицких на Полтавщину. Именно тогда начинается общая работа над украинской оперой “Гаркуша” (либретто М.Старицкого, музыка М.Лысенко). Воплощение замысла задерживалось из-за недостаточного композиторского опыта и необходимых профессиональных знаний. Поэтому 1867 года Николай Лысенко выехал в Лейпциг.
іга, чтобы стать cтудентом консерватории.
Вскоре профессора консерватории отмечали достойную европейской сцены мастерство Лысенко-пианиста. Его интерпретация бетховенского концерта достала высочайшую оценку в немецкой печати. Одновременно Николай Витальевич овладевал знаниями, необходимыми композитору - познавал интеллектуальную силу музыкальной науки. Именно в консерваторский период им была начата серия “Музыки к “Кобзарю” Т.Г.Шевченко”.
Возвратившись к Киеву, Лысенко быстро приобретает артистичное имя. Концертные выступления. Вечеринки в салонах. Популярность музыкального педагога. Наконец материальная обеспеченность, которая давала возможность жить безбедно. Все это было. Но хотелось осуществить главное - поднять силу украинской музыки.
Отсутствие украинского оперного театра, политика притеснений и цензурных запретов вся жизнь тяготела над композитором. И в души его была, наверное, Прометеєва искра. Вера в свое призвание порождала желание вывести отечественное музыкальное искусство, которое считалось пригодным лишь для домашнего употребления и развлечения, к вершинам профессионализма.
На протяжении двух лет Николай Витальевич учится в Санкт-Петербурзькій консерватории (в классе М.Римського-Корсакова). В Санкт-Петербурге композитор продолжает вшановувати память Шевченко, так, замечательный вечер было организованно им в феврале 1875 г.
Первое выполнение вокально-инструментального произведения Лысенко “Плач Ярославни” состоялось в Мариинском театре. Здесь была завершена опера “Рождественская ночь”, скомпонована рапсодия на украинские темы, написано несколько фортепьянных пьес, подготовлено третий уже выпуск “Сборника украинских народных песен”
В мае 1876 г., в далеком немецком городе Емську Александр ІІ подписал “высочайший” указ о запрете печатать книжки, нотные подтекстовки на украинском языке, выставлять украинские пьесы, ввозить за границы украинскую литературу, делать переводы.
Зловещий указ обрекал насмерть украинский язык, культуру, музыку. И “обнаружились и кованые из стали груды”, как сказал Михаил Старицкий. Когда поэзию того же Старицкого “На прю!” (“На прю без ляку и уныния! Вверх знамя. Пусть палач беснуется!”) было запрещено печатать и выполнять, текст было переведено на чешском языке. Положенная на музыку Лысенко поэзия выполнялась под видом чешского гімна.
Из-под пэра Лысенко появляются романсы, арии, думы. Лисенкова музыка настроена на один тон со словом Франко, Драгоманова, Старицкого. Создается вторая, третья, четвертая и пятая серии “Музыки к “Кобзарю”. Выходит из печати (без единого слова подтекстовки) клавир оперетты “Черноморцы”. Деятельность хора под орудою Лысенко привлекает внимание полиции. Квартира композитора находится под тайным надзором.
В восьмидесятых годах Лысенко создает оперу “Тарас Клубень”, завершает третью оперную редакцию “Рождественской ночи”, пишет оперу “Утопленная”. К сожалению, незавершенной осталась опера “Маруся Богуславка”.
Значительно позднее Лысенко, признанный корифей украинской культуры, открыл в Киеве музыкально-драматическую школу, которая стала костром украинского музыкального и театрального образования (1904г.) Здесь впервые в Украине было открыто отдел украинской драмы и класс народных инструментов, в частности бандуры. Энергию общественного деятеля Лысенко, как никто, умел соединить с творчеством.
Нить жизни Николая Лысенко урвалась 6 ноября 1912 года. Десять тысяч человек шло за гробом того, кто отдал свой талант Украине. Таких похороны Киев еще не видел... (За Т.Булат; 1150 сл.).




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7




©www.dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет