Методические рекомендации по изучению дисциплины «История политических и правовых учений»



бет1/4
Дата13.07.2016
өлшемі317.5 Kb.
#197325
түріМетодические рекомендации
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова


Кафедра истории и теории государства и права




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«История политических и правовых учений»

для студентов специальности 5В030100, 050301 - «Юриспруденция»

Составитель ст. преподаватель кафедры ИиТГП

Сыздыков К.К._____________

Павлодар



Список литературы
Основная литература


  1. Антология мировой политической мысли. В 5 т.- М., 1997. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. - М., 1999.

  2. Азаркин Н.Н., Шевченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. - М., 1994.

  3. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: Учебное пособие.- М., 2002.

  4. Алексеев С.С. Философия права: История и современность. - М., 1999.

  5. Аннерс Э. История европейского права/ Пер. со шведск. - М., 1994.

  6. Баскин Ю.Я. Очерки по истории политических учений.- Л., 1991.

  7. Борисов Л.П. Очерки истории политических учений. - М., 1997.

  8. Графский В.Г., Кобзев А.И., Зорькин В.Д. История политических и правовых учений XIX в. - М., 1993.

  9. Золотухина Н. М., Исаев И.А. Политические и правовые учения на Руси в период возникновения и развития феодализма. - М.,1984.

  10. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв.- М., 1995.

  11. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. Хрестоматия. - М., 2003.

  12. История политических и правовых учений. Учебник для вузов./ Под общей ред. В.С. Нерсенянца.-М.,1997.

  13. История политических и правовых учений. Учебник./Под ред. О.Э.Лейста.- М.,2000.

  14. История политических учений. Учебник для вузов. /Под общей ред. О.В.Мартышина.- М., 2002.

  15. История политических и правовых учений: Хрестоматия /Под ред. О.Э.Лейста.- М., 2000.

  16. История политико-правовых учений. Учеб. пособие для вузов /Под ред. А.Н.Хорошилова.- М., 2001.

  17. Малахов В.П. История политических и правовых учений: Учебное пособие для вузов. - М., 2003.

  18. Нерсесянц В. С. Право и закон. Из истории идей. - М., 1993.

  19. Нерсесянц В. С. Философия права. - М., 1997.

  20. Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв.- М., 1987.


Дополнительная литература


  1. Азаркин Н.Н. Монтескье. - М., 1988

  2. Аристотель Политика. -М., 1984.

  3. Аристотель Сочинения: В 4 томах - М., 1984.

  4. Арон Раймон Этапы развития социологической мысли.-М., 1993.

  5. Артхашастра, или Наука политики / Пер. с санскрита.- М., 1993.

  6. Асмус В. Платон.- М., 1969.

  7. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. - М., 1989.

  8. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях.- М., 1994.

  9. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции.- М., 1992.

  10. Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового завета.- М., 1983.

  11. Блаженный Августин. Исповедь/пер. с лат. - М., 1992.

  12. Боден Ж. Шесть книг о государстве// Антология мировой философии. В 4 т. Т.2.-М., 1970.

  13. Бонташ П.К., Прозорова Н.С. Томас Мор. - М., 1983.

  14. Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

  15. Бурстин Д. Американцы. Колониальный опыт. - М., 1993.

  16. Бурстин Д. Американцы. Национальный опыт. - М., 1993.

  17. Бурстин Д. Американцы. Демократический опыт. - М., 1993.

  18. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае.- М., 1983.

  19. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994.

  20. Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. - М., 1985.

  21. Волгин В.П. Очерки истории общественной мысли. - М., 1975.

  22. Вольтер. Философские сочинения. - М., 1988.

  23. Гаррингтон В. Основные течения американской мысли. Т. 1-2. - М., 1962.

  24. Гегель Г. В. Ф. Философия права. - М., 1997.

  25. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. - М., 1978.

  26. Гоббс Т. Левиафан. Избр. произв. Т.2. - М., 1964.

  27. Графский В.Г. политические и правовые взгляды русских народников. - М., 1993.

  28. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X - XYII - М., 1990.

  29. Гроций Г. О праве войны и мира. - М., 1956.

  30. Данте А. Монархия.- М., 2000.

  31. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. - М., 1990. Древнекитайская философия. Антология. В 2 т. - М., 1994.

  32. Дидро Д. Избранные атеистические произведения. - М., 1956. Законы Ману. - М., 1960.

  33. Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока.- М., 1990.

  34. Иеринг Р. Борьба за право. - М., 1991.

  35. Институты самоуправления: историко-правовое исследование./ под ред. Л.С.Мамута. - М., 1995.

  36. Кальвин Ж. О христианской жизни. - М., 1995. Камапанелла Т. Город Солнца. - М., 1954.

  37. Кистяковский Б. А. В защиту права // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. - М., 1990.

  38. Книга правителя области Шан. / Пер. с китайского. - М., 1994.

  39. Конституционное право. Ч. 2. Конституционно - правовая мысль XIX - начала XX века. Хрестоматия по общему конституционному праву / Составитель Н.А.Богданова. - М., 1994.

  40. Коран / Пер. И. Ю. Крачковского . - М., 1990.

  41. Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей / Пер. с фр. // Полис. 1993.№ 2.

  42. Кропоткин П. Этика. М., Ла Боэси Э. де Рассуждения о добровольном рабстве. - М., 1952.

  43. Крымов Н.Т. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 1900 – 1917 гг. - М., 1979.

  44. Ленин В. И. Государство и революция// Ленин В. И Полн. собр. соч. Т.33.

  45. Локк Дж. Два трактата о правлении// Локк Джон. Сочинения: В 3 т. Т. 3. - М., 1988.

  46. Лютер М. Избр. произведения. - Спб., 1994.

  47. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избр. произведения. - М., 1982. Монтескье Ш. О духе законов// Монтескье Шарль. Избранные произведения. - М., 1955.

  48. Мор Т. Утопия.- М., 1978.

  49. Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. - М., 1999.

  50. Нерсесянц В.С. Платон. - М., 1983.

  51. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1991.

  52. Острогорский М. Демократия и политические партии. - М., 1996.

  53. Оуэн Р. Избранные сочинения. В 2 т. М. Л., 1950.

  54. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. - М., 1994.

  55. Плутарх. Сочинения. - М., 1983.

  56. Поппер К. Открытое общество и его враги . Т. - М., 1992. Проблемы философии права. - М., 1991.

  57. Радищев А. Н. Опыт о законодательстве. проекты Уложений// Юридические произведения прогрессивных русских писателей. - М., 1959.

  58. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. античные критики христианства.- М., 1990.

  59. Робеспьер М. Статьи и речи. Избр. - М., 1997.

  60. Руссо Ж-Ж. Трактаты.- М., 1997.

  61. Сперанский М. М. Проекты и записки / Под ред. С. Волкова. - М., 1964.

  62. Спиноза Б. Политический трактат // Спиноза Бенедикт. Избранные произведения в 2 т. Т.2/ Пер. с лат. - М., 1957.

  63. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992.

  64. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. - СПб., 1998.

  65. Утопический социализм в России: Хрестоматия. - М., 1985ю

  66. Франклин Б. Избранные произведения. - М., 1956.

  67. Цицерон Марк Туллий. Диалоги. О государстве. о законах.- М., 1966.

  68. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор . - М., 1989.

  69. Чичерин Б.Н. Философия права. - М., 1998.

Тема 2 Политические и правовые учения в странах Древнего Востока
1. Первые политико-правовые идеи Древнего Востока

Истоки политико - правовых представлений и понятий содержались в ранних мифологических и религиозных воззрениях на земные порядки, формы устройства общественной и государственной жизни людей. Эти воззрения еще не выделялись в самостоятельную форму общественного сознания и были частью целостного мифологического мировоззрения. Миф закрепляет картину мира, дает нормы поведения, упрощает ориентацию человека в мире. Право выступает как всеобщий принцип, масштаб и мера формального равенства.



Структура мифа:

1. Традиции:

формы устройства общественной жизни и управления; правила человеческих взаимоотношений; общеобязательные правила, дозволения и запреты.

2. Религиозные воззрения:

обожествление правителя, земное воплощение божественного порядка (напр. богиня справедливости Маат в Древнем Египте).

Религия в этот период выполняла роль связующего звена между мифологическими представлениями и последующими политико-правовыми воззрениями.

Древнейшие политико-правовые учения возникли в

Египте, Месопотамии, Индии, Палестине, Китае. Для древневосточных учений характерны: наивно- религиозный метод объяснения общественных явлений, распространение мононорм ( древнейших запретов, основанных на космологических принципах, религиозных заповедях и предписаниях морали). Примером мононорм могут служить: Законы Хаммурапи - древневавилонский памятник XVIII. до н.э.; гимны и книги Древнего Египта («Гимн Атону», «Книга мертвых»); «поучения древнешумерского мудреца Шуруппака; «Законы Моисея» и «Новый Завет»; «Ригведа», «Дхармашастры», «Артхашастра» Древней Индии; труды древнекитайских мудрецов и древнекитайские традиционные правила.

Законы Хаммурапи - это древневавилонский памятник XVIII . до н. э. был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона. Справедливость в Законах Хаммурапи подразумевает социальное, политическое и правовое неравенство членов различных сословий общества - свободных (с их делением на два разряда - авилум и мушкенум), рабов-иноплеменников (захваченных на войне) и долговых рабов (на срок не свыше трех лет).

Законы Ману (II в. до н. э.) по своей известности не уступают Законам Хаммурапи. В этом памятнике древнеиндийского права оправдываются положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенство. Все варны и их члены должны следовать божественному закону (дхарме). Господствующее положение брахманов в обществе и государстве определяет руководящее значение брахманских толкований политико-правового смысла дхармы.

Государственная власть отождествлялась в основном с властью царя или императора как наследника богов. Сами учения часто представляли собой этико-политические доктрины, в которых искусство управления государством подчас сводилось к нравственному совершенствованию правителей. В Древневосточных цивилизациях, в которых основу социальной структуры общества составляли сельские общины, правовые конструкции носили прикладной, казусный характер и содержали квалификацию правонарушений, проблемы регулирования процесса осуществления власти, детальная разработка правил государственного управления, землепользования, религиозные и моральные запреты.

2. Политико-правовая мысль Древнего Китая.

Своеобразие древнекитайской политико- правовой мысли состояло в том, что в отличие от древнеиндийской она не подпитывалась религиозными писаниями, а рано выделилась в особую отрасль, которой занимались правители, мудрецы, философы. В центре внимания китайских мыслителей стоит человек, общество, проблемы организации государства, трактуемые рационалистически. В истории политико-правовой мысли Древнего Китая наиболее влиятельными были даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Расцвет общественно - политической мысли Древнего Китая относится к VI - III вв. до н.э. В поисках выхода из политического кризиса возникают различные направления и школы. Они используют общие представления, изменяя их согласно своим программам. Так, легизм, как конфуцианство и даосизм являлся поиском выхода из кризиса в Китае при поздних представителях династии Чжоу.

Идеи даосизма (VI в. до н.э.) изложены в работе Лао - Цзы "Дао дэ цзын". Дао (путь) понимается не как проявление "небесной воли", а как не зависимый от небесного владыки, естественный ход вещей, естественная закономерность.Оно определяет законы неба, природы и общества, олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. Дао выступает как естественное право непосредственного действия.

Конфуций - великий китайский философ. Его философия, основанная на личной морали и концепции власти правителя, подпитывала китайскую культуру более двух тысяч лет. Государство трактуется им как большая семья. власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца. социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: "темные люди", "простолюдины", "низкие" должны подчиняться "благородным мужам".

Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить отношения на началах добродетели. Не отвергая полностью законодательство, Конфуций отводил ему вспомогательную роль, противопоставляя законодательство нормам добробетели.

В основе конфуцианства - учение о правилах ритуала как нормативной системе государства, не воспринимающей законы в качестве главных регуляторов. Главное - это сохранение традиционных религиозно - моральных методов воздействия на подданных. Основные категории конфуцианства - понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Конфуцианские правила поведения включали в себя: моральные наставления, культовые обряды; традиции и обычаи. Они изложены в сборнике Конфуция «Лунь Юй» («Беседы и высказывания» (V в. до н.э.), трактатах Мэн-цзы (III в. до н.э.), «Ли цзы» («Записки о ритуалах») (IV в. до н.э.).

По мнению Конфуция добродетель подданных заключается в послушании всем вышестоящим; в свою очередь высшие слои должны обладать высокими моральными качествами: соблюдение ритуала (ли), человеколюбие (жень), забота о людях (шу), почтительное отношение к родителям (сяо), преданность правителю (чжун). Вся эта целостность, за исключением закона (фа) представляет собой единство моральных и правовых явлений.

В древнекитайском трактате «Дао де цзин», составленном даосистами в IV-III вв до н. э., изложены взгляды Лао-цзы. Дао выступает как естественное право непосредственного действия. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержания от активных действий, прежде всего, как призыв к богатым воздерживаться от притеснения народа.

В IV в. до н. э. в Китае сложилось еще одно политико-правовое учение - легизм. одним из основателей этой школы "законников" был видный теоретик, правитель области Шан - Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Шан Ян выступал с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания, подверг критике распространенные в то время конфуцианские идеалы в сфере управления. Концепция управления легтстов характеризуется низкой оценкой качеств своего народа и уверенностью, что только насилием можно призвать народ к порядку. В этом учении отрицаются какие - либо права подданных по закону, обязательность закона для всех, в том числе тех, кто их издает.

В целом, правовая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной. Ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления власти, поддержания установленного порядка в обществе, механизма осуществления власти и правосудия.
Темы реферата


  1. Политико-правовые идеи в "Артхашастре"

  2. Политико-правовое учение Лао-цзы

  3. Право и мораль в учении Конфу ция

  4. Политико-правовое учение древнекитайского легизма



Литература

  1. Алексеев В.Н. Наука о Востоке. - М., 1982.

  2. Артхашастра, или Наука политики / Пер. с санскрита.- М., 1993.

  3. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета).-М., 1989.

  4. Васильев Л. С. История Востока. В 2 т.-М., 1993.

  5. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1983.

  6. Древнекитайская философия. Антология. В 2 т. - М., 1994.

  7. Законы Ману. - М., 1960.

  8. Индуизм: традиции и современность. Отв. ред. А.Д.Литман.- М., 1985. История китайской философии.- М., 1989. Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., 1972.

  9. Конфуций Лунь Юй.// Древнекитайская философия. / Памятники философской мысли. В 2 т. Т.1.-М., 1994.

  10. Общественная жизнь Индии: проблемы человека и общества.- М., 1992.

  11. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая.- М., 1981.

  12. Переломов Л. С. Слово Конфуция. - М., 1992.

  13. Политическое развитие и общественная мысль Индии.- М., 1976.

  14. Сыма Цянь Избранное. - М., 1970.

  15. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1991.


Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо исходить из того факта, что цивилизации Древнего Востока (Египет, Индия, Палестина, Китай) - это самый ранний тип общества, пришедший на смену первобытному. Государственные образования возникли здесь в конце IV - начале III тыс. до н.э. Исходя из этого следует выделить основные характеристики древневосточного государства и права.



  1. Как можно доказать, что политическая мысль зародилась в русле религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя?

  2. Каковы основные сюжеты политико-правовой мысли в эпоху зарождения государственно-правовых систем?

  3. Что доказывает, что происхождение власти у мыслителей Древнего Востока трактуется как порождение сверхъестественной силы?

  4. Каков характер верховной власти в древнекитайских мифах?

  5. Чем вызван вывод мыслителей Древнего Востока о вечности земных законов?

Сформулируйте основные положения идеологии брахманизма и буддизма. Исходя из понятия дхарма (божественно предустановленные закон, долг, обычай, правило), проанализируйте такие источники политико-правовой мысли Древней Индии как "Законы Ману" (II в. до н. э.) и «Артхашастра» Каутильи (IV-III вв. до н.э.).

Необходимо обратить особое внимание на следующее положение "Артхашастры": "Существуют четыре вида узаконивания дхармы - царский указ, священный закон (дхармашастры), судебное решение и обычай. Высшей силой в случае, если священный закон не согласуется с дхармой, обладает царский указ". При отсутствии разногласий религиозному закону отдавалось предпочтение перед всеми другими.

На конкретных примерах, используя первоисточник, докажите, что юридическая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной, т.к. ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия.

Раскройте положение Мо -цзы о договорном происхождении государства и управления: «Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека

Поднебесной и сделали его сыном неба Только сын неба может создавать единый образец справедливости в поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок».

Какие цели преследовала эта теория?

Прокомментируйте высказывание Конфуция: « Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться о наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится...».

При рассмотрении легизма следует исходить из того факта, что концепция управления легистов характеризуется низкой оценкой качеств своего народа и уверенностью, что только насилием можно призвать народ к порядку. В этой концепции отрицаются какие-либо права подданных по закону, обязательность закона для всех, в том числе тех, кто их издает. прокомментируйте тезис легистов: «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими».


Тема 3 Политические и правовые учения в Древней Греции
Если на Древнем Востоке основной формой государственной организации были восточные деспотии, то в Древней Греции - это полисы (города-государства), которые позднее объединяются в государственные союзы. По формам правления можно выделить: демократия (Афины, Абдеры), олигархия (Фивы, Мегары), Тирания (Сиракузы), аристократия (Спарта).

Древнегреческое общество формировалось как общество политическое. Поэтому право изначально рассматривалось как нечто неразрывно связанное с политической, государственной жизнью, но отличное от нее. Этим объясняется выдвижение на первый план проблем свободы, справедливости, закона, правомерности. В рассуждениях о государстве и праве античные мыслители не выходили за рамки полиса, служащего для них образцом и провозглашенного высшей формой общественной организации. политико-правовая теория рано обособилась как самостоятельная часть знания.

Античная цивилизация основывалась на рабстве. Жизнь человека жестко регламентировалась законом и обычаем.

В истории политико-правовой мысли Древней Греции выделяют три периода: ранний (IX-VI вв. до н.э.), связанный с возникновением древнегреческой цивилизации; классический (V- первая половина IV в. до н. э.) - время расцвета философской и политико-правовой мысли; эллинизм (вторая половина IV - II вв. до н. э.) - время упадка древнегреческой государственности, подпадение под власть Македонии, а затем Рима.

Античная политико-правовая мысль развивалась как идеология свободы -фундаментальной ценности и главной цели теории и практики.

Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н. э., когда политическим центром древнегреческого общества стали Афины. Политико-правовая мысль получила развитие в этот период в трудах софистов -философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде, народном собрании. В центре внимания с тех пор оказались проблемы права и политики, морали. Софисты утверждали, что законы является высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон, по Протаргору, есть выражение согласованной «взаимной справедливости», договор граждан или народа.

Закон полиса противопоставляется природному праву как разумному началу. Писаный закон - это человеческое изобретение, которое отличает условность, зависимость от сменяющих друг друга законодателей.

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469-399 гг. до н.э.), считавший, что определяющим является закон. Он различал естественное право и закон полиса и считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Разумное, справедливое и законное тождественны.

Под влиянием Сократа сложилось мировоззрение Платона (427-347 гг. до н. э.) - одного из величайших мыслителей античности. Идеальное государство трактуется Платоном в диалоге «Государство» как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной жизни. Теория идей - сердцевина платоновской философии. Миру предметов и явлений Платон противопоставил мир идей или общих понятий, которые существуют за пределами неба.

Трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему аналогичны в государстве три начала - совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

В диалоге «Политик» Платон рассматривает три формы правления: монархию, власть немногих и власть большинства. Каждая из них рассмотрена в двух вариантах - правильная и неправильная. В результате Платон выделил шесть форм: монархия, построенная на основе законов - царская власть; монархия при несоблюдении законов - тирания; законная власть немногих - аристократия; незаконная власть немногих - олигархия; демократия на основе законов; демократия, не соблюдающая законы. Среди законных форм демократия является наихудшей, т. к. не имеет должного управления. Среди неправильных форм -наихудшая - тирания.

В работе «Государство» Платон изложил проект идеального справедливого государства, во главе которого должны стоять философы - «аристократы духа», способные воплотить небесный мир идей в земной жизни. Особенность идеального государства - отсутствие имущественного расслоения, отсутствие бедных и богатых. На страже государства, законов должно быть соответствующим образом устроенное правосудие. Для убеждения истинного государства необходима религия. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совещаются начала демократии и монархии.

В диалоге «Законы» Платон выдвинул еще один проект лучшего государственного устройства, в котором деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Идеальным государственным устройством здесь выступила смешанная форма, в которой присутствуют начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Детальные и суровые законы должны жестко регламентировать публичную и частную жизнь людей. На страже законов стоит правосудие, которое не является самостоятельной властью, обособившейся государственной функцией.

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), который изложил свои взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития».

В отличие от Платона, Аристотель считал, что государство образуется вследствие природного влечения людей к общению. Люди последовательно создают семью, род или селение, государство, как высшую форму человеческого общежития, в котором полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Государство - продукт естественного развития: это высшая форма общения, достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Гражданин государства - это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

К правильным формам государства Аристотель относит монархическое правление, аристократию и политию, а к неправильным - тирания, олигархия и демократия. Самая правильная из них - полития (смешение олигархии и демократии), в которой правит большинство в интересах общей пользы.

Со своими учениками Аристотель описал, проанализировал и сопоставил более 150 конституций и проектов. Классификация форм государства проводится по двум критериям - по цели и по числу правящих лиц (правление одного, немногих и большинства).

Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Право отождествляется с политической справедливостью и делится на естественное и условное (установленное). Естественное право то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. К таковым относятся все общественные явления: семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. под условным правом Аристотель понимает установления государства (писаные законы, обычное право). Естественное право выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. По мнению Аристотеля, « закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов». Политическое правление - это правление закона, а не людей.

Политико- правовые идеи Платона и Аристотеля положены в основу западноевропейской политико-правовой теории.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©www.dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет