Пейзаж, портрет, натюрморт



бет1/5
Дата09.06.2016
өлшемі1.01 Mb.
  1   2   3   4   5
Пейзаж, портрет, натюрморт... (практика любительских фотосъемок)

Составители В. М. Журавлева, Л. В. Кубышкина, Т. А. Мосина, А. В. Шеклеин 1992 — 65 с., ил. 11 — Библиотека журнала «Фотография».

В брошюре собраны материалы, опубликованные в разные годы на страницах журнала «Советское фото». В них рассказывается о съемках фотолюбителями пейзажей в различные времена года, об особенностях фотографирования водных поверхностей, слайдов, натюрмортов и т. д. Брошюра рассчитана на широкий круг фотографов.
СОДЕРЖАНИЕ

Принципы работы с экспонометром

Весенний пейзаж

Небо в пейзаже

Горы летом

Осенний пейзаж

Зимний пейзаж

Портрет в светлой тональности

Портрет в темной тональности

Как снимать ночью

Съемка воды и водных поверхностей

Натюрморт и съемка стекла

Фотографируйте птиц

С помощью тоннеля

Макросъемка с дальномером

Снимаем с киноэкрана

С экрана телевизора

Слайды в ненастье

Неожиданные эффекты

Фотоорнаменты

Синхронизация нескольких фотовспышек

Архив негативов


ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ЭКСПОНОМЕТРОМ

Какой бы интересный объект съемки мы ни выбрали, как бы выразительно ни задумали его снять, конечный результат всегда будет зависеть от правильного определения экспозиции. И, наверное, в практике каждого фотолюбителя было немало случаев, когда ценная фотография оказывалась безнадежно погибшей из-за неправильно определенной экспозиции.

Нет нужды доказывать, что знание основ экспонометрии, умение осмысленно подходить к расчету экспозиции являются требованиями первой необходимости.

Хотя большинство современных фотокамер имеет встроенные экспонометры, в том числе и работающие через объектив (система TTL), экспонометр в виде отдельного прибора продолжает существовать и имеет даже более широкие возможности.

Большинство фотолюбителей пользуются фотоэлектрическими экспонометрами «Ленинград». Эти хорошо зарекомендовавшие себя измерительные приборы позволяют достаточно точно определять экспозицию при съемках на черно-белых и цветных пленках, в том числе обращаемых.

Фотоэлектрический экспонометр является высокочувствительным яркомером-люксметром; с его помощью можно замерять яркость либо освещенность объекта съемки. В зависимости от отклонения стрелки микроамперметра с помощью калькулятора выбирают необходимую пару факторов экспозиции (выдержка—диафрагма). В процессе работы над установкой света экспонометр позволяет замерить интервал яркостей снимаемого Объекта, контролировать заданный уровень освещенности, соотношения яркостей и пр.

Необходимо различать два принципиально различных метода экспонометрических замеров: замер яркости объекта съемки и замер освещенности объекта съемки.

Для замера яркости фотоэлемент экспонометра направляют от фотокамеры в сторону снимаемого объекта, замеряя свет, который отражается поверхностями объекта в сторону объектива аппарата. Угол восприятия экспонометров «Ленинград» составляет 60—65°.

Для замера освещенности экспонометр располагают около объекта съемки, а фотоэлемент направляют на основной источник света.

На рис. 1 показаны основные случаи экспонометрических замеров: замер суммарной яркости объекта, а



также яркости отдельного участка, замер освещенности (падающего света), замеры освещенности по яркости эталона.

Пример 1. При замере суммарной яркости объекта от камеры направляют экспонометр на снимаемый объект, совмещают следящий указатель с отклонившейся стрелкой. Предположим, что используется пленка светочувствительностью 64 ед. ГОСТа. Съемку, к примеру, можно производить при диафрагме 5,6 и выдержке 1/60 с.

Пример 2. При расчете экспозиции на основании замера яркости участка лица снимаемого подносим экспонометр к лицу, замеряем величину отраженного света. Если пленка имеет светочувствительность 64 ед. ГОСТа, то съемку можно производить, например, при диафрагме 2,8 и выдержке 1/30 с.

Пример 3. Для замера освещенности, создаваемой основным источником света, подносим экспонометр к лицу и направляем фотоэлемент на источник света. Согласно правилам замеров перед фотоэлементом должно быть установлено молочное стекло. Для пленки светочувствительностью 64 ед. ГОСТа факторы экспозиции остаются теми же, что и в предыдущем примере.

Пример 4. В ряде случаев экспонометрические замеры и расчеты удобнее и целесообразнее производить, замеряя яркость постоянного эталона, например, небольшого экрана, окрашенного матовой серой краской, или яркость ладони руки. Коэффициент отражения эталона подбирают такой, чтобы он был равен 0,20, что соответствует коэффициенту отражения кожи лица человека. Эталон может быть выполнен в виде складывающейся прямоугольной картонки (А), либо в виде небольшой полоски изогнутого картона, которую вдвигают' между экспонометром и футляром (Б).

Допустим, что светочувствительность применяемой пленки равна 64 ед. ГОСТа. При замере яркости ладони руки (В) калькулятор показал, что экспонировать можно, например, при диафрагме 4 и выдержке 1/30 с (при съемке с рук или киносъемке) или при диафрагме 16 и выдержке 1/2 с—для достижения большой глубины резкости и т. д.

При замерах яркости необходимо выбирать достаточно большие участки поверхности, желательно однородные по тону и равномерно освещенные. Все измерения нужно производить только от объектива, поднося экспонометр возможно ближе к замеряемой поверхности. При замерах надо следить за тем, чтобы в поле замера не попадали посторонние предметы, тень от руки и экспонометра, чтобы фотоэлемент не засвечивали источники контрового света. При замерах участков лица (яркость щеки, лба) необходимо, чтобы на время замера снимающийся повернул голову, подставил замеряемый участок к фотоаппарату, позволив замерить яркость по направлению оптической оси от объектива.

Яркости целесообразно замерять в тех случаях, когда в объекте съемки имеются достаточно большие и удобные для замера участки; когда объект освещен боковым направленным или рассеянным светом (в этих случаях на замеряемой поверхности не образуется тени от экспонометра); когда наблюдается значительный контраст освещения, большой интервал яркостей; при воспроизведении сложных световых эффектов, использовании частичных перекрытий света на лице, костюме, фоне; для сравнения яркостей объекта съемки и яркостей источников света, находящихся в кадре; при экспозиционных расчетах по заданным яркостям, например при съемке на натуре в сумерки (расчет по минимальной яркости неба); при съемке днем против света (расчет по максимальным яркостям для достижения эффекта освещения «под ночь»); в случаях применения различных оттененных, ступенчатых светофильтров и сеток; на натуре при съемке с подсветкой, для установления яркостного баланса объекта и фона; при репродукционных съемках для контроля яркости оригинала, его равномерного освещения; при киносъемке движущейся камерой для расчета необходимых поправок экспозиции в начале и конце снимаемого плана и т. д.

При замерах освещенности светоприемная поверхность фотоэлемента должна быть расположена строго перпендикулярно к направлению падающих световых лучей, это определяется максимальным отклонением стрелки микроамперметра.

Освещенность целесообразно замерять в тех случаях, когда требуется точный контроль величины падающего света, поддержание постоянства заданного уровня освещенности; когда объект съемки освещен направленным или рассеянным светом преимущественно со стороны фотоаппарата, кинокамеры. Замеры непосредственно падающего света или косвенные замеры освещенности путем измерения яркости выбранного эталона целесообразны при съемке небольших предметов, натюрмортов из цветов, при съемке кукольных кинофильмов, мультипликаций и т. д. Измерения освещенности помогают при оценке контраста освещения (раздельный замер освещенности, создаваемой источником рисующего света п подсветки).

Экспонометрический анализ объекта съемки. С точки зрения экспонометрпн каждый объект съемки можно представить себе как бы состоящим из отдельных участков, обладающих различной яркостью. Каждая Элементарная яркость зависит от отражательной способности своей поверхности, уровня освещенности, угла, пол которым мы наблюдаем отражаемые этой поверхностью световые лучи. При этом для экспонометрических расчетов безразлично, отражает поверхность световые лучи или излучает (является источником света).

Экспозиция в фотоаппарате зависит от освещенности оптического изображения на светочувствительном слое и продолжительности выдержки. На всей площади кадрового окна выдержка практически постоянна, а освещенность отдельных участков изображения различна и зависит в первую очередь от яркостей соответствующих участков в предметном пространстве.

Среди множества участков снимаемого объекта, обладающих различными яркостями, от которых зависит построение тональной шкалы фотоизображения, необходимо различать прежде всего яркость главного объекта съемки, сюжетно важной части его, ради которой производится съемка, — это основная яркость (В,,ск); самые темные и самые светлые участки объекта, г, которых согласно изобразительному замыслу должна быть сохранена проработка фактуры, — это минимальная (Вщш) и максимальная (Вшшс) яркости (рис. 2).

На рис. 2 показан пример распределения яркостей на объекте съемки и соответствующих им плотностей на негативе (см. схематическое изображение на характеристической кривой). В нашем примере экспозицию Можно рассчитывать по яркости лица, которое является главным объектом на фотографии; соотношение минимальной и максимальной яркостей позволит учесть образующийся интервал яркостей.

Визуальная и объективная оценки распределения яркостей в снимаемом объекте, условий освещения взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Рассматривая освещенный объект, мы сравниваем соотношения яркостей на самом объекте, а также объекта и фона, оцениваем с позиций изобразительного мастерства, насколько удалось выявить характер снимаемого объекта, его объем, форму, пространственное положение и пр.



Рис. 2. Распределение

яркостей на объекте и

соответствующих им

плотностей на негативе
Художник-фотограф на глаз подбирает соотношения тонов и цветов снимаемого объекта, освещает и притемняет отдельные участки объекта и фона, устанавливает, по его мнению, необходимые, задуманные соотношения яркостей освещенной и теневой сторон объекта, светотональные отношения объекта и фона и т. д.; иными словами, с помощью света «пишет», создает выразительную световую картину, впечатляющий художественный образ. На этом важнейшем и решающем этапе изобразительного творчества никакой экспонометр не может подменить глаз художника.

Но при установке света для фото- и киносъемок должны строго учитываться и выполняться экспонометрические требования. Создаваемый световой рисунок, эффекты освещения и пр. предназначены не для визуального рассматривания (как, например, сценическое освещение в театре), а в расчете на создание фотографического изображения на конкретной пленке с определенными фотографическими свойствами. Свет должен быть установлен так, чтобы на фотографии в максимальной степени передать авторский художественный замысел, получить изображение высокого фотографического качества.

С позиций экспонометрии важно точно выдерживать уровень освещенности создаваемой световой картины, контраст освещения, соотношения яркостей, от которых зависит максимальное использование фотографических возможностей пленки, в конечном счете, качество фотографического изображения. Для этих целей служит на съемке экспонометр, позволяющий в отличие от нашего глаза точно производить необходимые количественные замеры, объективную оценку установленного света.

В основу калькуляции экспозиции с помощью фотоэлектрического экспонометра положен следующий принцип: если экспозиция рассчитывается на основе замера яркости поверхности, то в негативе этот участок должен воспроизводиться плотностью примерно равной 0,9—1,0, Разумеется, при расчете должна учитываться светочувствительность пленки, а проявление производиться до рекомендуемой гаммы. При замере освещенности практически такая же плотность в негативе должна быть получена для поверхности с коэффициентом отражения света, примерно равным коэффициенту отражения кожи лица человека (0,20). На основе этого принципа сконструированы калькуляторы всех экспонометров.

Приближенный экспонометрический расчет осуществляется путем замера от фотоаппарата или кинокамеры яркости всего объекта в целом (замер суммарной яркости).

Этим способом можно пользоваться в тех случаях, когда объект съемки обладает сравнительно небольшим интервалом яркостей: например, открытый пейзаж без темного переднего плана, при съемке в туманную погоду, съемка только неба или только поверхности земли и т. д.

На рис. 3 приведены примеры объектов с малым интервалом яркостей, при съемке которых расчет экспозиции возможен на основе замера суммарной яркости.

В этих случаях погрешности в определении экспозиции даже в 2—4 раза в сторону недодержки или передержки могут быть компенсированы за счет фотографической широты пленки, выравнивающего проявления, подбора фотобумаги при печати.

При съемке малоконтрастного объекта рекомендуется экспонировать по участкам малых яркостей, чтобы тем самым поднять общую плотность негативного изображения.

При замерах суммарной яркости угол охвата экспонометра примерно должен совпадать с углом изображения объектива съемочной камеры.





Точные экспонометрические замеры требуются в тех случаях, когда наблюдается большой, но еще допустимый интервал яркостей, например при съемке объектов с темным передним планом, при съемках против света, когда в кадре находятся источники света и пр. В подобных случаях замер только общей, суммарной яркости может дать неверный результат и чайных обстоятельств. Единственно правильный путь — это визуальная оценка распределения яркостей, нахождение и точные замеры основных контрольных яркостей снимаемого объекта. 10

На рис. 4 приводятся примеры объектов, имеющих большой интервал яркостей (значительные контрасты освещения). В этих случаях при экспозиционных расчетах необходим дифференцированный замер основных яркостей.

А. Освещенный объект на темном фоне. При замере суммарной яркости лицо будет переэкспонировано Расчет экспозиции необходимо вести по яркости лица фон надо по возможности подсветить.

Б. Темный объект на светлом фоне. При замере суммарной яркости лицо будет недодержано. Необходимо учесть яркость лица и фона, использовать подсветку лица. Экспозиционный расчет следует вести по средней промежуточной яркости между яркостью лица ц фона в зависимости от необходимой степени проработки лица.



В. Темные объект и фон, яркие блики контрового света. Необходимо замерить теневые и освещенные участки, а экспозицию рассчитывать по средней яркости, в зависимости от необходимой степени проработки лица. При расчете по яркости лица будет потерян эффект контражурного освещения, освещенные . участки будут переэкспонированы.

Г, Д. Примеры пейзажа и портрета с большим интервалом яркостей, когда использована вся полезная фотографическая широта пленки. При съемке портрета расчет экспозиция необходимо вести с учетом яркости лица или ключевой освещенности, учитывая минимальные яркости. При съемке пейзажа на фоне заката солнца, чтобы воспроизвести на фотографии эффект вечернего освещения, расчет экспозиции необходимо вести по высоким яркостям неба.

Особенности экспонирования на натуре или в интерьере в дневное время заключаются в том, что световые условия уже заданы, остается с помощью экспонометра произвести необходимые замеры и расчет экспозиции.

Даже в случае использования подсветки или затенителя для перераспределения яркостей на основном объекте приходится освещать объект в балансе с фоном, яркости которого остаются заданными.

На рис. 5 показан характерный случай использования подсветки при съемке портрета на фоне окна. В качестве подсветки использованы два источника света: А — основной источник рисующего света и Б — источник заполняющего света для подсветки теневых участков подсветки лица устанавливалась в зависимости от яркостей фона. Разница между яркостью фона и яркостью лица без подсветки составляла 5 ступеней экспозиции, с подсветкой — всего одну.



При съемке с источниками искусственного света, когда свет устанавливают на объекте в соответствии с определенными изобразительными задачами, всегда имеется возможность всю световую схему строить в соответствии с экспонометрическими требованиями. Устанавливая основной источник рисующего света, сначала находят для него точное положение, затем доводят создаваемую им освещенность на объекте до заданной величины. В зависимости от яркости, полученной на лице с помощью основного источника рисующего света, подсвечивают теневые участки и освещают фон. Если нужно, объект освещают контровым светом. Но исходной

Рис. 6
основой для построения всей схемы освещения, построения светового эффекта при заданном уровне освещенности остается основной рисующий свет.

На рис. 6 приводится пример установки источника рисующего света и контроль создаваемой им освещенности. Допустим, съемку портрета решено проводить . при экспозиции: диафрагма.2,8 и выдержка 1/30 с. Устанавливают эти данные на экспонометре и, меняя освещенность, добиваются, чтобы стрелка экспонометра совпала с положением следящего указателя.

Необходимо добавить, что в практике экспонометрических замеров и расчетов всегда желательно пользоваться каким-либо одним, постоянным экспонометром всячески оберегая его от преждевременной порчи.


ВЕСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ

Чистое небо и яркое солнце, звонкие капели и первая зелень не могут не привлечь внимания любителей пейзажной фотографии. Однако весна является не только наиболее интересным, но и достаточно сложным, с точки зрения фотосъемок, временем года. Относительно мягкое освещение, большая продолжительность дня, обилие солнечных дней благоприятствуют съемкам, но из-за непостоянства, изменчивости весенней погоды часто меняются и условия освещения. Другая трудность заключается в скоротечности происходящих в природе изменений. Вчера еще темный и неприветливый лес сегодня радует свежей зеленью распустившихся за ночь деревьев, а еще через день — ароматом цветущей черемухи. Наибольшая же трудность состоит в том, что весна как бы включает в себя все времена года, которые в течение короткого времени сменяют друг друга.

Первый период, «белая» весна, характерен тем, что повсюду лежит снег и общая картина напоминает зиму. Второй период называют обычно «серой» весной. Снег уже стаял, деревья стоят голые, часто бывают туманы — все напоминает хмурую позднюю осень с ее строго графичным рисунком. Но вот зазеленели пригорки, распустились на деревьях и кустарниках листья, наступила «зеленая» весна, и уже через несколько дней пейзаж становится таким, каким мы привыкли видеть его летом. Поэтому для съемки весенних пейзажей необходимо знать своеобразие зимних, летних и осенних фотосъемок; уметь передать в каждом снимке хотя и небольшие, но характерные особенности, отличающие весну от других времен года.

В начальный период весны характер снежного покрова отличается от зимнего: его поверхность более темная, особенно на освещенных солнцем участках, имеет грубую зернистую структуру. Эти нюансы реализуются правильным выбором светофильтра: чем темнее снежная поверхность, тем менее плотный желтый светофильтр применяют при съемке. Зернистая фактура снега хорошо выявляется при съемке в боковом, «скользящем» свете низко стоящего солнца. Хорошо чувствуется на снимке весенняя пора, когда в кадре присутствуют талые лужи, ручьи, особенно если съемка велась в контровом свете. При съемке таких сюжетов нужно осторожно выбирать светофильтр. При излишней его плотности и небольшой величине экспозиции, диктуемой высокой яркостью снега, вода может получаться на снимке очень темной, производя впечатление густой нефтеобразной массы. Большое значение имеет и величина выдержки. Для медленно текущей или стоячей воды она должна лежать в пределах 1/30—1/60 с, а для быстро текущих ручьев—1/125—1/250 с. При более короткой выдержке вода получается неестественно застывшей, напоминающей стекло, а при более длинной — смазанной.

С появлением проталин возрастают контрасты. Мокрая, лишенная растительности земля, кора деревьев с темными стволами имеют очень небольшой коэффициент отражения — около 0,02, чистый снег — более 0,60. Поскольку одни участки сюжета находятся в тени, а другие ярко освещены солнцем, интервал яркостей может намного превышать возможности фотопленки. Еще более осложняется ситуация при съемке против света, особенно если в кадр попадают бликующие участки льда и тающего снега. Воспроизвести детали такого сюжета в тенях и светах иногда не удается даже при самом точном экспонировании и выравнивающем проявлении, поэтому лучше заранее определить, в каких участках изображения потери деталей будут менее ощутимы, и в соответствии с этим выбирать величину экспозиции.

В период «серой» весны темные земля и лес, почти полное отсутствие цвета не способствуют получению на снимках полной тональной шкалы, а туманы, которые хотя и помогают лучше передать пространство, разделяя планы, еще больше увеличивают сходство с «осенним» сюжетом. Но это только первые впечатления. Присмотревшись внимательнее, можно увидеть многочисленные приметы весны: набухшие почки кустарника, «сережки» на ветвях ивы, пробивающуюся из-под прошлогодней опавшей листвы траву. Главная отличительная особенность весеннего мотива этой поры — талые воды, которые иногда занимают большие пространства, подтапливая наиболее низкие места. Эти элементы обычно (привлекают внимание. Улучшить тональные соотношения снимка можно, включая в него деревья со светлыми стволами (тополь, осина и береза), маленькие островки нерастаявшего снега, которые порой сохраняются до появления первой зелени. В техническом отношении съемка «серой» весны трудностей не представляет в силу невысоких контрастов, особенно в пасмурную погоду, за исключением тех дней, когда освещенность падает и приходится прибегать к штативу. В такую погоду лучше снимать без светофильтров. Необходимость в их применении возникает только при съемках в солнечные дни, когда с их помощью можно притенить небо и выделить на нем облака. Весной в воздухе содержится много влаги и поэтому воздушная дымка на снимках бывает хорошо заметной. Голубой светофильтр усиливает ее действие, а оранжевый — ослабляет.

Несколько сложнее снимать весну «зеленую», когда на деревьях начинает появляться молодая листва. Период этот очень непродолжителен, всего несколько дней, потому что листочки быстро подрастают и пейзаж приобретает вид, мало чем отличающийся от летнего. Поэтому надо стараться не упускать этих дней и не откладывать съемку на завтра, так как следующий день может быть пасмурным, а еще через день пейзаж изменится неузнаваемо. В этот период лучше набегать съемки открытых пространств, так как характерные признаки начального периода «зеленой» весны малозаметны на общих планах, тогда как на крупных планах они видны хорошо и тем самым полнее раскрывают авторский замысел.

Обычно молодая листва создает на снимке избыточно пеструю и контрастную картину, изобилующую мелкими деталями. Повышенный контраст объясняется тем, что свежие листочки имеют блестящую, не успевшую огрубеть и запылиться поверхность. Сверкая на солнце, они создают на фоне темного леса множество мелких бликов. Картина осложняется многочисленными мелкими лужицами, в которых отражается небо и облака. Особенно трудно бороться с этим явлением при съемках против света. В таких случаях применяют голубой светофильтр, который снизит контрасты, притенит желто-зеленую траву и листву и усилит воздушную перспективу. На характер передачи мокрых бликующих поверхностей и зеркально отражающих луж этот светофильтр не повлияет в силу их высокой яркости. Снимая с голубым светофильтром, следует избегать включения в кадр больших участков неба, которое при этом получается абсолютно белым.

Эффектно выглядят весной цветущие деревья, однако эта яркая в жизни картина на снимках часто выходит невыразительной. Здесь тоже нежелательна съемка общих планов, так как цветущие деревья при мелком масштабе изображения получаются в виде сплошной белой массы, сливаясь с другими такими же деревьями и небом. В этих случаях лучше включать в кадр не целиком деревья, а только их отдельные ветки, покрытые цветами.

Снимая с оранжевым светофильтром при безоблачной погоде, можно получить очень темное изображение неба, на которое эффектно проецируются ветви, усыпанные белыми цветами. Если все же возникает необходимость снимать такие сюжеты общим планом, то лучше всего это делать при боковом освещении рано утром или вечером, когда освещение создает на кронах цветущих деревьев густые тени, подчеркивает их объем. Аналогичный результат может быть получен и при съемке в полуконтровом свете, но при этом очень трудно получить достаточно темное небо, которое в таких сюжетах наиболее желательно. В противном случае не удастся выделить осыпанные белыми цветами деревья, они сольются с небом. Во всех других ситуациях подобное освещение можно считать наиболее благоприятным и выразительным.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©www.dereksiz.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет