Ранняя корейская литература



Pdf көрінісі
Дата14.03.2022
өлшемі264.5 Kb.
#456268
түріЛекция
лекция 1




ЛЕКЦИЯ - №1. 
Тема: Ранняя корейская литература. 
 
План
1. Социально-политическая ситуация в Корее. 
2. Основные особенности корейской литературы древнего периода. 
 
Ключевые слова: «Чосон», «Страна утренней свежести», Когурѐ, Пэкче, 
Силла, песни, мифы, легенды, предания, ханмун, иду. 
Литература всякого народа не может быть отделена от него самого, от 
той почвы, на которой этот народ живет, от истории, которую он творит, от 
всей совокупности содержания его жизни и культуры. Это относится и к 
корейской литературе. 
Корея принадлежит к числу древнейших государств Восточной Азии. 
Самым ранним государственным образованием в ее истории считается 
древний Чосон, время расцвета которого относится к V – VI вв. до н. э. От 
названия «Чосон», что означает «Страна утренней свежести» или «Утреннее 
спокойствие» происходит название страны. Позднее к (I в. до н.э.) на 
корейском полуострове и землях, некогда входивших в древний Чосон, 
возникли раннефеодальные государства: Когурѐ, Пекче, Силла. Наступил так 
называемый период Троецарствия «Самгук саги». 
Когурѐ, Пекче и Силла вели длительную междуусобную борьбу, 
особенно усилившуюся в IV – V вв. Бесконечные войны создавали условия 
для вмешательства извне в дела воюющих государств. На полуостров
неоднократно вторгались войска китайской династии Суй и Тан. Крупным 
событием в истории Кореи было создание единого государства Силла, в VII – 
VIII вв. превратившегося в сильное централизованное феодальное 
государство. Однако, в конце VIII – начале IX вв. государство постепенно 
приходит в упадок. Участились феодальные междоусобицы. Насущной 
задачей стало объединение страны и прекращение кровавых феодальных 
распрей. 
Земли полуострова объединил полководец Ван Гон (877 – 943). В 918 г. 
он образовал государство Корѐ. По традиции считается, что отсюда 
произошло европейское название Кореи. Столицей Корѐ стал Когѐн (Кэсон), 
были учреждены ещѐ три «малые столицы»: на Западе – Согѐн (Пхеньян), на 
Востоке – Тонгѐн (Кѐнджу) и на Юге – Намгѐн (Сеул).
В конце X в. границам Корѐ стали угрожать племена киданей. После 
поражения в 1019 году они долгое время не возобновляли попыток захватить 
земли Корѐ.
В конце XI вв. государство Корѐ стало заметно ослабевать. В XII в. 
среди 
феодалов 
развернулась 
борьба 
за 
власть. 
Ослабление 
централизованного 
государства 
сочеталось 
с 
ростом 
феодальной 



эксплуатации. Ширилась волна народных восстаний. В последней четверти 
XII в. они трижды перерастали в крестьянские войны. 
Во второй половине XIV в. в результате дворцового переворота в 
стране, утвердилась династия Ли, правившая до 1910 года. Основатель 
династии Ли Сонге свое государство назвал «Чосон» в память о древнем 
Чосоне. Новый король и его преемники приняли меры к возрождению в 
Корее централизованного государства. 
В средние века корейский народ не раз оказывал вооруженное 
сопротивление иностранным захватчикам. В XII-XIV вв. он вел упорную 
борьбу против вассальной зависимости от монгольских ханов, в конце XVI в. 
они дважды отражали вторжение японских завоевателей, в начале XVII в. 
сражались с маньчжурскими племенами. 
Корейский народ, как и другие народы, с древних времен имеет свой 
фольклор: песни, мифы, легенды, исторические предания, сказки, 
пословицы. Народы и племена, населявшие в древности Дальний Восток и 
корейский полуостров, по–своему объясняли происхождение земли, неба, 
заставляли в своих мифах шестерку драконов везти колесницу солнца, 
населяли вполне земными существами луну, рассказывали, почему у 
осьминога восемь ног, а у змеи их нет совсем. Отголоски этих мифов можно 
найти в сказках, до сего дня, бытующих в Корее. 
Древние корейские племена знали хорошо ритуальные песни – пляски - 
трудовые, календарные. В дальнейшем от них отделилась песня, положившая 
начало индивидуально – поэтическому творчеству. Упоминание об этих 
ритуальных синкретических действах есть в древних китайских памятниках – 
«Истории династии Хань» Ханшу и «Истории Троецарствия» Сальгочжи
Корейская литература зародилась в начале I тысячелетия. Это было 
время, 
когда 
на 
корейском 
полуострове 
осваивались 
идеалы 
государственного устройства, разработанные конфуцианской традицией. В 
Корее создается своя литература традиционной учености, в которой главное 
место отводится историческим трудам и сочинениям, проникнутым 
назидательностью, поучительностью. Конфуцианская линия в литературе 
была связана с зависимостью личности от интересов государства. 
В первых веках нашей эры в Корею проникает буддизм. На корейской 
почве вырастает своя интерпретаторская и затем самостоятельная 
философская литература, но воздействие буддизма на корейскую литературу 
было шире, оно не ограничивалось только «специальной» буддийской 
сферой». Буддийская сфера в корейской литературе тяготела к известной 
свободе личности от общественной связи: Буддизм подразумевал 
индивидуальное начало в человеке, которое проявляется на пути его 
освобождения от суеты мирской, личную творческую активность в выборе 
этого пути, ведущего в постижении истины. 
Эти два потока в одной культуре довольно своеобразно воплощались в 
литературе. 



На рубеже второго – первых веков до нашей эры в Корею стала 
проникать иероглифическая письменность. Освоение в начале нашей эры 
иероглифической письменности помогло Корее приобщиться к наследию 
дальневосточной культуры и дать письменное выражение собственной 
литературе. Возникает произведения на ханмуне (т.е. кореизированном 
китайском вэньяне) рядом с ними существуют произведения на Иду так 
назывался способ записи родной речи средствами китайской иероглифики, 
где использовалось то лексическое значение иероглифов, то их звучание. 
Корейская 
литература периода зарождения особенно активно 
обращается к фольклору. Эпическое творчество, например, осваивалась в 
исторических произведениях в связи с государственным идеалом; оно питало 
буддийскую биографию и было источником тем для крупнейших поэтов 
эпохи. Мифы, предания, шаманские легенды использовались в сочинениях 
буддийских авторов, так как интерес к местному фольклору был в традициях 
буддизма. 
Корейской культуре было свойственно противопоставление графически 
зафиксированного текста и устного сообщения. Первый, почитался как 
ценный, значимый, достойный доверия, – второй считался гораздо менее 
ценным – сомнительной достоверности. Не всѐ с точки зрения авторов того 
времени, могло быть переведено из низшего ранга в высший, т.е. 
записывалось отнюдь не всѐ, что рассказывалось. И для того, чтобы автор 
мог ввести в своѐ произведение материал явно устного происхождения, он 
должен был располагать им уже в записанном виде, дать ссылку на источник, 
либо как-то убедительно обосновать своѐ обращение к устному источнику. 
Итак, проникновение конфуцианства и буддизма на корейский 
полуостров оказало определѐнное влияние на формирование корейской 
литературы. Иногда это влияние оказывалось в выборе поэтической формы, 
тем и сюжетов произведений, иногда оно проявлялось в виде определенного 
морально–религиозного освещения сюжета. 
Устное народное творчество племѐн, населявших полуостров в 
глубокой древности, в сочетании с элементами буддизма и конфуцианства 
стало основой для становления и развития корейской литературы.
 
 
 
 
 
 
 


Достарыңызбен бөлісу:




©www.dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет