Сложившихся в 1900-е годы худо­жественных тенденций, для которых характерно выраженное в полемической форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом



Дата12.06.2016
өлшемі376.5 Kb.
#128946
Художественные средства и их использование в творчестве живописцев авангарда начала XX века

Авангардизм – совокупное название сложившихся в 1900-е годы худо­жественных тенденций, для которых характерно выраженное в полемической форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом.

Как и предварившие его направления модернизма, авангард был наце­лен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами ис­кусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную кос­ность существующего общества, при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтар­скими.

Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои об­разы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику со­временного города, природу, наделенную мощной созидательно-разруши­тельной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Посто­янно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструк­ции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варвар­ская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту.

Преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство посто­янно выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма.

Фовисты не считались ни с какими установленными в европейской жи­вописи законами: перспективы, светотени, постепенного сгущения или смяг­чения света, первенства рисунка в структуре картины. «Исходный пункт фо­визма, – писал Матисс, – решительное возвращение к красивым синим, кра­сивым красным, красивым жёлтым – первичным элементам, которые будо­ражат наши чувства. Матисс отказался от смешения цветов светотени и мел­ких деталей – ничто не должно было снижать звучность краски. Другим вы­разительным средством в его картинах была точно отработанная линия. Ху­дожник подчёркивал каждое движение, каждый контур линией; она иногда выглядела своеобразной рамкой, в которую заключена форма.

Мастер кубизма – художник Пабло Пикассо – отвергал иллюзорную трёхмерность, перспективу, светотень. В своих работах он дробил предметы и фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров. Аналитический кубизм – новая стадия развития кубизма: контуры стали прерывистыми, грани представали не в по­ложенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие, цельные объёмы распадались на множество мелких. Затем художники начали вводить в живописные полотна реальные предметы и ма­териалы разной фактуры. Коллаж стал популярным среди кубистов. Кубизм подошёл к следующему своему этапу – синтетическому. Здесь образ уже не разлагается, а собирается, синтезируется из отдельных атрибутов.



Футуризм укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, те­атра, фотографии и кинематографа). Футуристы видели красоту во всех но­вациях технического прогресса, в революциях и войнах и стремились выра­зить ее в живописи путем создания напряженных динамических полу-абст­рактных полотен. В них накладывались различные временные фазы движу­щегося объекта – как кадры кинопленки – один на другой; энергетические поля или состояния души передавались с помощью абстрактных лучащихся, динамически закручивающихся цветоформ; бунтующие массы ассоциирова­лись с острыми яркими клиньями, прорывающимися сквозь бурлящие цвето­вые пространства и т.п.

В 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим в ши­роком географическом диапазоне от России до Нового Света (с Москвой, Берлином, Нью-Йорком и другими центрами, которые все решительнее оспа­ривают ведущую роль Парижа как законодателя художественных мод). Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля.

Экспрессионизм – это попытка показать внутренний мир человека, его переживания в момент предельного духовного напряжения. В евро­пейском авангарде на разных этапах своего творчества к экспрессионизму примыкали или создавали отдельные экспрессионистские работы многие художники. Среди них можно назвать В.Кандинского, М.Шагала, П.Пикассо. Для художников-экспрессионистов характерно повышенное напряжение цветовых контрастов, выявление структурного костяка пред­мета, активное использование контура, в графике - черного пятна, обост­рение контрастов черное – белое, черное-цветное, усиление энергетики формы путем деформации и применения открытых кричащих цветов, гро­тескная передача лиц, поз, жестов изображенных фигур. Многие из этих приемов легли в основу художественных языков других направлений авангарда, модернизма, постмодернизма.

Дадаизм – одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест против всего. Курт Швиттерс из различных отходов – проволочек, верёвочек, билетов, консервных крышек – делал коллажи, в которых в отличие от кубистических композиций краска перестала слу­жить живописным задачам. Она лишь накладывалась сверху на весь этот предметный рельеф. Среди творческих находок дадаистов, унаследован­ных другими направлениями авангарда можно указать на принцип стохас­тической организации своих произведений, метод «психического автома­тизма» в творчестве, активное использование при создании артефактов содержимого помоек и свалок мусора и отслуживших предметов обихода. Все это найдет последователей в сюрреализме, поп-арте, концептуализме и других арт-практиках ХХ в.

Эстетика сюрреализма опирается на идеи романтиков, символизма, интуитивизма, фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-религиозные и оккультные учения. Главные представители: А. Бретон, М. Эрнст, А. Массон, С. Дали и др. Основа творческого метода сюрреализма, по определению Бретона ("Манифест сюрреализма" 1924г.), - "чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим способом реальное функционирование мысли. Дик­товка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений... Сюрреализм осно­вывается на вере в высшую реальность; на ассоциативных формах, до сих пор остававшихся без внимания; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли…" Отсюда два главных принципа сюрреализма: автоматиче­ское письмо и запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные ис­тины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) по­могает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов. Методом графического автоматизма начал свою деятельность, включившись в сюрреалистическое движение, Андре Массон. Он водил тушью по бумаге, возникающие линии и пятна напоминали некие образы, которые при последующем движении руки изменялись. Рождались очень цельные композиции, наполненные «знаками» людей, животных, растений или непонятными таинственными узорами. Практиковались и другие но­воизобретённые техники (всего их начитывалось около тридцати), напри­мер, фроттаж (франц. «натирание»). Как-то Эрнст положил бумагу на пол и натёр её графитом. Рельеф растрескавшегося паркета создал на листе выразительную фактуру. Впоследствии фроттажи делали, используя лю­бую негладкую поверхность. Случайный рисунок, по мнению авторов, на­поминал галлюцинации. В. Паален изобрёл фюмаж (франц. копчение), при котором использовались следы на бумаге или холсте от копоти свечи. От­личительной особенностью многих полотен стали реальные, подчас дохо­дящие до натурализма изображения персонажей и их окружения, но в фантастических бредовых сочетаниях.

Конструктивизм – направление, возникшее в России в среде мате­риалистически ориентированных художников и архитекторов под прямым воздействием технического прогресса и демократических настроений ре­волюционной общественности. В дальнейшем получило развитие и в за­падных странах. Родоначальником считается художник В.Татлин. Он соз­дал новый жанр контррельефов – абстрактных объёмных композиций из контрастирующих друг с другом материалов (обоев, дерева, металла). В противовес традиционным художественным категориям конструктивисты выдвинули понятие конструкции в качестве главного принципа организа­ции произведения. Под конструкцией в общем случае понимался некий рационалистически обоснованный принцип композиционной организации произведения, в котором на первое место выдвигалась функциональность.

Суть абстракционизма сводилась к тому, что отказ от изображения внешних, видимых форм предметов позволял художнику сосредоточиться на решении исключительно живописных задач гармонизации цвета и формы, через посредство которых духовный космос вступал в контакт с человеком. Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: 1. гармонизации аморфных цветовых сочетаний; 2. создания геометриче­ских абстракций. Первое направление (главные представители – ранний Кандинский, Ф. Купка) довело до логического завершения поиски фови­стов и экспрессионистов в области "освобождения" цвета от форм види­мой реальности. Главный акцент делался на самостоятельной выразитель­ной ценности цвета, его колористическом богатстве, на музыкальных ас­социациях цветовых сочетаний, с помощью которых искусство стреми­лось выразить глубинные "истины бытия", вечные "духовные сущности", движение "космических сил", а также - лиризм и драматизм человеческих переживаний, напряженность духовных исканий. Второе направление раз­вивалось по пути создания новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоско­стей, сочетаний прямых и ломаных линий. Главными представителями его были Малевич периода геометрического супрематизма, поздний Кандин­ский с его геометрическими абстрактными композициями.

Считаю, что глобальное значение авангарда выявлено еще не в пол­ной мере, однако уже очевидно, что он показал принципиальную куль­турно-историческую относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетического сознания, мышления, выражения; в частно­сти, вывел многие традиционные виды искусства и присущие им формы художественного мышления из сферы художественно-эстетического и, напротив, придал статус искусства предметам, явлениям, средствам и спо­собам выражения, не входившим в контекст традиционной художествен­ной культуры; довел до логического завершения практически все основ­ные виды новоевропейских искусств, тем самым убедительно показав, что они уже изжили себя, не соответствуют современному уровню культурно-цивилизационного процесса, не могут адекватно выражать дух времени, отвечать духовно-художественно-эстетическим потребностям современ­ного человека и тем более человека будущего супер-технизированного общества; экспериментально наработал множество новых, нетрадицион­ных элементов, форм, приемов, подходов, решений и т. п.


Литература:


  1. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

  2. Новая Философская Энциклопедия. Т. 1. М., Мысль, 2000.

  3. Энциклопедия для детей «Аванта+», Искусство. М., 1999.


Достарыңызбен бөлісу:




©www.dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет