Специальность виолончель



бет1/2
Дата14.07.2016
өлшемі386.13 Kb.
#199254
  1   2
Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное

Образовательное Учреждение

Дополнительного Образования Детей

«Детская школа искусств имени Петра Ильича Чайковского»

Предметная область

ПО.01.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО


Программы по учебному предмету

ПО.01.УП.01

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ВИОЛОНЧЕЛЬ

Санкт – Петербург 2014


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;



II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы;

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «виолончель», далее – «Специальность (виолончель)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные

инструменты».

Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на приобретение

детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного

образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие

ученика.


Виолончель является не только сольным инструментом, но ансамблевым и

оркестровым. Поэтому, владея игрой на данном инструменте, учащийся имеет

возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля или оркестра учащийся оказывается вовлеченным в процесс коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные в классе по специальности.

Настоящая программа отражает организацию учебного процесса, все

разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность

реализации индивидуального подхода к каждому ученику.


2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (виолончель)» для детей,

поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного

общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих

поступление в образовательные учреждения, реализующие основные

профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства,

срок освоения может быть увеличен на один год.


3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность

(виолончель)»:



Содержание

1 класс - 8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка в часах

1777

297

Количество часов на аудиторные занятия

592

99

Общее количество часов на

внеаудиторные

(самостоятельные) занятия


1185

198


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 1 академический час.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.


5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность» виолончель
Цели:


  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на виолончели произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

  • выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования


Задачи:

• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,

позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на виолончели произведения

различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

• развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

• развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

• освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;

• овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры

на виолончели, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение

как соло, так и в ансамбле;

• обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом

и чтению нот с листа;

• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и

публичных выступлений;

• формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к

продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях

среднего профессионального образования.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность» виолончель
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки обучающихся;

• формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы "Содержание учебного предмета".


7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.

Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических



приемов);

практический (работа на инструменте, упражнения);

аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического

мышления);

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные



впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и

психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее

подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной

программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и

сложившихся традициях исполнительства на струнных смычковых инструментах.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета «Специальность» виолончель
Материально-техническая база образовательного учреждения

соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по предмету " Специальность" виолончель оснащены пианино, пультами для нот, шкафом для нот, столом и стульями, и имеют площадь не менее 9 кв. метров.

Помещения со звукоизоляцией и своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

Размеры виолончелей соответствуют антропометрическим

параметрам: 1/8 для детей 5-6 лет, 1/4 для детей 7-8 лет, 1/2 для детей 9-11

лет, 3/4 для детей 12-14 лет, 4/4 для детей с 15 лет, а также наличие смычков

размерами 1/4, 1/2, 3/4, 4/4.



II. Содержание учебного предмета "Специальность" виолончель

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность» виолончель, намаксимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:





Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность

учебных занятий (в

неделях)


32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2.5

2.5

2.5

2

2

2

2

2.5

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

592

99

691

Количество часов на самостоятельную работу в неделю

3

3

4

4

5

5

6

6

6

Общее количество часов на

самостоятельную работу по годам



96

99

132

132

165

165

198

198

198

Общее количество часов на

внеаудиторную

(самостоятельную) работу


1185

198

1389

Максимальное количество

часов занятий в неделю

(аудиторные и

самостоятельные)



5

5

6

6

7.5

7,5

8.5

8,5

9



Общее максимальное

количество часов по годам

(аудиторные и

самостоятельные)



160

165

198

198

247,5

247,5

280,5

280,5

297

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения


1777

297

2074

Объем времени на консультации

(по годам)



6

8

8

8

8

8

8

8

8

Общий объем времени на

консультации



62

8

70

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и

методическую работу преподавателей.

Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной

(экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения

самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.


Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.



2. Требования по годам обучения

Срок обучения 8(9) лет

В течение каждого учебного года учащийся должен сыграть:


В первом полугодии – технический зачет и контрольный урок

Во втором полугодии – технический зачет и переводной экзамен в конце года


Общий репертуарный список, составленный по нарастающей сложности

Крупная форма

Концерты

Вивальди А. До мажор, ля минор

Бреваль Ж. Ре мажор

Кленгель Ю. Концертино До мажор

Ромберг Б. Концертино I, III части

Гольтерман Г. №№ 5,4,3,2,1,

Гендель Г. си минор

Бах И.К. (Казадезюс) до минор

Стамиц К. До мажор

Гайдн Й.(Поппер Д.) До мажор

Бах И.С. (Пятигорский А.) Соль мажор

Боккерини Л.(Грюцмахер Ф.) Си-бемоль мажор

Боккерини Л. Си-бемоль мажор (Уртекст)

Боккерини Л.(Грюцмахер Ф.) Ре мажор

Кабалевский Д. №1
В средних и старших классах гаммы целесообразно выносить на отдельный зачет, чтобы

«разгрузить» объем исполняемого материала на переводных экзаменах.

Гоенс Д. ля минор

Давыдов К. №4, №1

Ромберг Б. №№1-4

Прокофьев С. Концертино

Поппер Д. ми минор

Лало Э. ре минор

Сен-Санс К. ля минор
Сонаты

Ромберг Б. Си-бемоль мажор, ми минор

Бреваль Ж. До мажор

Ромберг Б. До мажор

Бетховен Л. Сонатина ре минор

Ариости А. ми минор

Корелли А. ре минор

Марчелло Б. 6 сонат

Вивальди А. 6 сонат

Саммартини Дж. Соль мажор

Эккльс Дж. соль минор

Капорале А. ре минор

Бах И.С. Сюита №1

Тессарини К. Фа мажор

Маре М. Фолия

Корелли А. Соль мажор

Бреваль Ж. Соль мажор

Франкёр Ф. Ми мажор

Пьесы кантиленного характера

Евлахов О. Романс

Хачатурян А. Аndantino

Гедике А. Миниатюра

Дваржак С. МелодияМаттезон И. Ария

Давыдов К. Романс без слов

Рубинштейн А. Мелодия

Гендель Г. Largetto

Мендельсон Ф. Песня без слов

Сен-Санс К. Лебедь

Глиэр Р. Листок из альбома

Клочков К. Вечерняя песня

Власов А. Мелодия

Чайковский П. Сладкая грёза, Сентиментальный вальс,

Ноктюрн, Романс, Осенняя песня

Бах И.С. Ария, Ариозо

Александров А. Ария

Массне Ж. Элегия

Рахманинов С. Прелюдия, Элегия, Вокализ

Вивальди А.\Марчелло Б. Adagio

Гранадос Э. Интермеццо

Шопен Ф. Этюд ми минор, Прелюдия си минор

Форе Г. Элегия

Глазунов А. Песнь менестреля

Шостакович Д. Adagio
Пьесы подвижного и виртуозного характера

Шлемюллер Г. Непрерывное движение

Комаровский А. Вперегонки

Дженкинсон Э. Танец

Гольтерман Г. На охоте, В непогоду

Букиник М. Юмореска

Рубинштейн А. Прялка

Айвазян А. Грузинский танец

Шуберт Ф. Пчёлка

Гольтерман Г. Этюд-каприс, КаприччиоСен-Санс К. Аллегро аппассионато

Синайе Аллегро спиритозо

Гоэнс Д. Скерцо

Рахманинов С. Восточный танец

Альбенис И. Астурия

Бородин А. Хор и пляска половецких девушек

Римский-Корсаков Н. Полёт шмеля

Айвазян А. Концертный этюд

Поппер Д. Тарантелла, Прялка

Давыдов К. У фонтана

Шостакович Д. Скерцо из Сонаты ре минор

Кленгель Ю. Скерцо

Поппер Д. Венгерская рапсодия

Вебер К. Adagio и Rondo

Поппер Д. Танец Эльфов


Первый класс

Аудиторные занятия 2.5 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю

В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на виолончели: работа над постановкой рук, корпуса, организация рациональных игровых движений.

Изучение нотной грамоты, изучение нот в басовом ключе, простейшие

динамические, штриховые и аппликатурные обозначения.

Изучение первой позиции в узком расположении пальцев, и далее – в широком.

Развитие навыков ведения и распределения смычка, изучение простейших видов штрихов: деташе целым смычком и его частями, legato по 2-4 ноты на смычок, комбинированные штрихи, соединение струн. Качество звучания, интонация, ритм.

Простейшие упражнения для укрепления правой и левой руки. Гаммы и трезвучия в 1-2 октавы.

Исполнение народных и несложных пьес.

Подготовка к чтению с листа.

В конце первого полугодия возможно изучение IV позиции, выработка начальных навыков переходов (смены позиций).

Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от

индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его

музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности данной программы.
Примерный репертуарный список

Р.Сапожников. Школа игры на виолончели. М., 1987

Хрестоматия педагогического репертуара. Вып. 1. Часть 2. Этюды, гаммы и

упражнения для I-II классов. Ред и сост. Р.Сапожников. М.,1969

Хрестоматия педагогического репертуара. Вып. 1. Часть 1. Пьесы для I-II

классов. Ред и сост. Р.Сапожников. М.,1967

Нотная папка виолончелиста. Три тетради. Сост. и ред. Н.Н.Шаховская М.,

2004
Примерные программы переводного экзамена.



Первый вариант (самый несложный)

Гаммы Ре мажор или Соль мажор (однооктавные), Т53, S46

Б.Ромберг Этюд До мажор

Н.Бакланова Романс, А.Айвазян Песня и танец


Второй вариант

Гаммы Си-бемоль мажор или До мажор (двухоктавные), T53, S46

С.Ли Этюд Соль мажор №111

А.Варламов «Красный сарафан», Л.Бетховен «Контрданс» №1

И.Волчков Вариации на украинскую тему
Третий вариант

Гаммы Соль мажор или Ля мажор (двухоктавные), Т53, VI6, S46 (по три legato)

Ю.Дотцауэр Этюд «Тема с вариациями» Л.Бетховен «Контрданс» №2

Б.Ромберг Соната Си-бемоль мажор I часть


Второй класс
Аудиторные занятия 2.5 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю

Дальнейшая работа над постановкой рук, свободой игровых движений, интонацией, звукоизвлечением и ритмом.

Изучение гамм мажорного лада, ассиметричные штрихи,

акценты, триоли.

Изучение IV, половинной и III позиции, работа над переходами при смене позиций.

Игра legato до восьми нот на смычок, культура распределения смычка.

Закрепление навыка широкого расположения пальцев первого и второго

видов.


Развитие навыка чтения нот с листа в присутствии педагога.

Умение анализировать музыкальные и технические задачи.

Подготовка к изучению крупной формы.
Примерный репертуарный список

Л.Мардеровский. Уроки игры на виолончели. М., 2005

К. Давыдов. Этюды для виолончели. М., 1959

Хрестоматия для виолончели 1, 2 кл. Ред. и сост. И.Волчков М.,1977, 1985


Примеры программы переводного экзамена

Первый вариант

Гаммы Ре мажор или Соль мажор (двухоктавные), T35, VI6, S46 (по три legato)

Л.Мардеровский Этюд Соль мажор

Г.Гендель «Гавот с вариациями», Д.Кабалевский «Пионерское звено»


Второй вариант

Гаммы Фа мажор или ля минор (двухоктавные), T53 и обращение (по три legato) А.Комаровский Этюд «За работой»

Ж.Б.Векерлен «Песня»

Н.Римский-Корсаков «Мазурка»

А.Вивальди Концерт До мажор (весь)
Третий вариант

Гаммы Си-бемоль мажор или до минор (двухоктавные), T35,VI6, S46 м.маж.7

(по три, четыре legato)

М.Куммер Этюд До мажор №210

О.Евлахов «Романс», М.Мусоргский «Песня» из оперы «Сорочинская ярмарка»
А.Вивальди Концерт ля минор (I часть)
Третий класс
Аудиторные занятия 2.5 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю
Дальнейшая работа над развитием музыкальных, технических и исполнительских навыков. Качество звука, смена позиций, интонация и более сложный ритм.

Знакомство с теноровым ключом.

Комбинированные штрихи, знакомство с новыми штрихами мартле. Упражнение на трель, изучение простейших двойных нот.

Изучение II, V, VI позиции.

Знакомство с вибрацией, теноровым и скрипичным ключом.

Навыки самостоятельного разбора несложного материала, игра в

ансамбле, настройка инструмента.
Примерный репертуарный список для третьего класса

С.Кальянов. Виолончельная техника. М., 1968

Р.Сапожников. Гаммы, Арпеджио, интервалы для виолончели (система

упражнений). М., 1963

Ю.Доцауэр. Избранные этюды. Тетр.1 М.1947 Р.Сапожников. Избранные этюды для виолончели I-IV классы ДМШ. М.,1957

Хрестоматия для виолончели. Вып. 2.Часть 1. Пьесы для III-IV классов

ДМШ. Р.Сапожников. М.,1967,1974

Н.Раков. 9 пьес. М.,1961

Хрестоматия для виолончели. III-Vкласс. Концерты. Сост. И.Волчков. М.,

1988
Примерные программы переводного экзамена



Первый вариант

Гамма Фа мажор или ля минор (двухоктавные), T53 с обращением. В мажорном и

минорном ладу, м.маж.7 (по три, четыре legato)

А.Нельк Этюд №5 ми минор

Н.Бакланова «Тарантелла», Д.Шостакович «Заводная кукла», Ж.Металлиди

«Веселый дятел», И.Иордан «Вариации»


Второй вариант

Гамма Си-бемоль мажор или соль минор с закрытыми струнами

(двухоктавные), T53, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, м.маж.7 (по три,

четыре legato)

С.Ли Этюд ми минор

М.Глинка «Жаворонок», Р.Шуман «Дед Мороз», Ж.Бреваль Соната До мажор

(I часть)

А.Вивальди Концерт ля минор (II и III части)


Третий вариант

Гамма До мажор (трехоктавная) или си минор (двухоктавная), T35, VI6, S46 в

мажорном и минорном ладу, м.маж.7 (по три, четыре legato)

А.Нельк Этюд ре минор (триольный)

И.Маттезон «Ария», А.Камаровский «Вперегонки»

Б.Ромберг Соната ми минор (II и III части), Г.Гольтерман Концерт №4 (I

часть)
Четвертый класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю
Более высокие требования к качеству звука и выразительности исполнения.

Работа над интонацией, вибрацией. Развитие пластики в смене

позиций и смычка.

Изучение высоких позиций (V, VI, VII), знакомство с позицией ставки.

Развитие беглости и артикуляции левой руки. Знакомство с

трёхоктавными гаммами и трезвучиями.


Примерный репертуарный список

Этюды на разные виды техники. V класс. Киев, 1982

С.Ли. 12 мелодических этюдов соч. 113. М.,1940

Л.Мардеровский. 32 избранных этюда для виолончели. М.,1954

Хрестоматия для виолончели. Старинные и классические сонаты. Вып. 1.

Сост. И.Волчков М., 1991

Б.Марчелло. Сонаты для виолончели и фортепиано. Сост. и ред.

Р.Сапожников. М., 1983

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Пьесы для V

класса ДМШ. Вып. 3. Часть 1. Сост. Р. Сапожников. М., 1967


Примеры программы переводного экзамена

Первый вариант

Гаммы До мажор или ре минор (трехоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и

минорном ладу, м.маж.7 (по три, четыре legato)

С.Ли Этюд №4 ля минор, С.Ли Этюд №2 Соль мажор

Дж.Перголези «Ария», Й.Гайдн «Серенада», Г.Шлемюллер «Непрерывное

движение»

Б.Марчелло Соната Соль мажор (I, II части), Ю.Кленгель Концертино До

мажор (I часть)


Второй вариант

Гаммы Ре мажор (трехоктавная с закрытыми струнами) или фа-диез минор

(двухоктавная), T53, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, м.маж.7, ум.7акк.

(по три, четыре legato)

Ф.Куммер Этюд Ре мажор, Ю.Дотцауэр Ре мажор (на ставке)

А.Хачатурян «Андантино», Г.Гольтерман «На охоте», Э.Дженкинсон «Танец»

Б.Марчелло Соната Фа мажор (I, II части), Г.Гольтерман Концерт №4 (II, III

части)
Третий вариант

Гаммы Ми-бемоль мажор или фа-диез минор (трехоктавные), T35, VI6, S46 в

мажорном и минорном ладу, м.маж.7, ум.7акк. (по шесть и восемь legato)

Ф.Куммер Этюд До мажор, ре минор

К.Сен-Санс «Лебедь», А.Рубинштейн «Прялка»

А.Вивальди Соната ля минор (I, II части), Ж.Бреваль Концерт Ре мажор


Пятый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 5 часов в неделю
Развитие самостоятельности учащегося, повышение требовательности

к выразительности исполнения, усложнение ритмических задач, работа над

беглостью и артикуляцией пальцев.

Изучение хроматической гаммы.

Представление о музыке разных стилей и эпох.

Ансамблевое музицирование.

Чтение с листа более сложных произведений.
Примерный репертуарный список

Ю.Доцауэр. Избранные этюды. Тетр. 2. Краков,1962

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Этюды для V

класса ДМШ. Вып. 3. Часть 2. Сост. Р. Сапожников. М., 1961

Педагогический репертуар. Избранные этюды для виолончели. Тетр. 1. Сост.

А.Никитин, С.Ролдугин. Л., 1984 Пьесы для виолончели. Спб, 2003

Маленькому виртуозу. Пьесы. Вып. 2. Старшие классы. Спб, 2007
Примеры программы переводного экзамена
Первый вариант

Гаммы Ре мажор с закрытыми струнами или до минор (трехоктавные), T53,

VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, м.маж.7, ум.7 акк. (по шесть и восемь legato)

Ф.Грюцмахер Этюд До мажор (с купюрами), Ю.Дотцауэр Этюд Соль мажор

К.Давыдов «Романс без слов», Г.Гольтерман «В непогоду»

Б.Ромберг Соната До мажор №5, А.Нельк Концертино Ре мажор



Второй вариант

Гаммы Ми мажор или фа минор (трехоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и

минорном ладу, м.маж.7 с обращениями (от основной ноты), ум.7акк. (по

шесть и восемь legato)

Л.Мардеровский Этюд ре минор, И.Малкин Этюд соль минор

К.Клочков «Вечерняя песня», У.Сквайер «Тарантелла»

П.Бони «Largo» и «Allegro», Г.Гендель Концерт си минор (I часть)
Третий вариант

Гаммы Ля-бемоль мажор или до-диез минор (трехоктавные), T35, VI6, S46 в

мажорном и минорном ладу, м.маж.7 с обращениями (от основной ноты), ум.

7акк. (по шесть и восемь legato)

М.Берто Этюд Соль мажор, Ф.Грюцмахер Ре мажор (первый раздел)

А.Глазунов «Испанская серенада», А.Вержбилович Этюд

А.Вивальди Соната ми минор, И.К.Бах Концерт до минор (II, III части)
Шестой класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 5 часов в неделю
Изучение гамм в более сложных тональностях до шестнадцати нот

легато, арпеджио - до девяти нот.

Совершенствование штрихов деташе, легато, мартле, сотийе, стаккато.

Развитие техники левой руки на виртуозно-романтических пьесах.

Натуральные и искусственные флажолеты. Закрепление позиции ставки.

Самостоятельная работа над посильным для ученика репертуаром.

Анализ крупной формы.

Возможное участие в школьном оркестре.

Примерный репертуарный список

Л.Мардеровский. Избранные этюды для старших классов. М.,1966

С.Кальянов. Избранные этюды. М.,1951

Ф.Грюцмахер. Избранные этюды для виолончели. Ред. Ласько. М., 1967

Русская виолончельная музыка. Вып. 6. Сост. В.Тонха М.,1982

Пьесы зарубежных композиторов. VI-VII классы. М., 1969

Хрестоматия для виолончели. VI-VII классы. Концерты. Сост. И.Волчков
Примеры программы переводного экзамена

Первый вариант

Гаммы Ми мажор или фа минор (трехоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и

минорном ладу, м.маж.7 с обращениями (от основной ноты), ум. 7акк. (по

шесть и восемь legato)

Л.Мардеровский Этюд ре минор, Ф.Куммер Этюд соль минор

Г.Гендель «Ларгетто», Ф.Шуберт «Пчёлка»

Б.Марчелло Соната ми минор (I, II части), Б.Ромберг Концертино (I, III части)
Второй вариант

Гаммы Ля-бемоль мажор (трехоктавная) или до-диез минор

(четырехоктавная), T53, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, м.маж.7 с

обращениями (от основной ноты), ум.7акк. (по шесть и восемь legato)

С.Ли Этюд ля минор (секстольный), Ж.Дюпор Этюд До мажор

(хроматический)

М.Глинка «Ноктюрн», Г.Гольтерман «Этюд-Каприс» Д.Эрвелуа Сюита ре минор (I, II части), Й.Гайдн-Д.Поппер Концерт (II, III

части)
Третий вариант

Ре-бемоль мажор (четырехоктавная) или соль-диез минор (трехоктавная), T53,

VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, м.маж.7 с обращениями (от основной

ноты), ум.7акк. (по шесть и восемь legato)

Л.Мардеровский Этюд ля минор (хроматический), Ф.Грюцмахер Этюд Ре

мажор (двойные ноты)

С.Рахманинов «Элегия», Г.Гольтерман «Каприччио»

А.Корелли Соната ре минор, Г.Гольтерман Концерт №3 (I часть)
Седьмой класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 6 часов в неделю

Гаммы в различных штриховых вариантах, развитие пальцевой беглости и штриховой техники, двойные ноты трех видов по две и четыре легато, одиннадцать видов арпеджио в подвижном темпе.

Активное освоение виолончельного репертуара разностильной

направленности.

Крупная форма более сложной фактуры и содержания.

Активное участие в концертах отдела и школы, как в сольном

исполнительстве, так и в составе ансамблей и школьного оркестра.
Примерный репертуарный список

С.Козалупов, С.Ширинский, Г.Козалупова, Л.Гинзбург. Избранные этюды для

виолончели. М., 1968

Й.Гайдн-Д.Поппер Концерт До мажор. Ред. А.Власов. М., 1952

Пьесы русских композиторов. Сост. Р.Сапожников. М., 1961

Пьесы зарубежных композиторов XIX века. Сборники 1 и 2. Сост.

Р.Сапожников. М., 1961, 1968 Примеры программы переводного экзамена (зачета)
Примеры программы переводного экзамена
Первый вариант

Гаммы Ля-бемоль мажор или до-диез минор

А.Нельк Этюд №10 соч.32, Ю.Дотцауэр Этюд №69 ля минор

Г.Форе «Элегия», Д.Гоэнс «Скерцо»

Дж.Эккльс Соната соль минор, Й.Гайдн-Д.Поппер Концерт До мажор (I

часть)
Второй вариант

Ре-бемоль мажор или соль-диез минор

О.Франком Этюд соч.7 №9, В.Фитценгаген Этюд соч.28 №6

Фр.Верачини «Largo», А.Бородин «Хор и пляска половецких девушек»

А.Ариости Соната Ми-бемоль мажор, Д.Кабалевский Концерт №1



Третий вариант

Гаммы Си-мажор или ми-бемоль минор

Ф.Грюцмахер Этюд Ре мажор (на ставке), Ж.Дюпор Этюд соль минор

С.Рахманинов «Восточный танец», А.Айвазян «Концертный этюд»

А.Корелли Соната Соль мажор, Л.Боккерини Концерт Си-бемоль мажор
Восьмой класс
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 6 часов в неделю
Учащиеся 8 класса могут играть на зачетах свободную программу;

количество зачетов и сроки специально не определены (свободный режим).

Главная задача этого класса - представить выпускную программу в

максимально качественном виде.

Закрепление ранее пройденных гамм с пятью и шестью знаками.

Подготовка к выпускному экзамену.

В выпускном классе учащийся может пройти одну или две программы.

В некоторых случаях может повторить произведение, исполнявшееся ранее.

В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать

программу на классных вечерах и школьных концертах. Программа должна быть построена с учетом индивидуальных

возможностей ученика и показать его с лучшей стороны.
Требования к выпускной программе

Барочная соната: 1-я и 2-я части или 3-я и 4-я части

Концерт: 1-я часть или 2-я и 3-я часть

Пьеса виртуозного характера


Примерный репертуарный список

Избранные этюды для виолончели. Ред. Ю.Челкаускас. М., 1993

А.Пиатти 12 Каприсов. Ор. 25. М., 1959

Пьесы русских композиторов. Сост. Р.Сапожников. М., 1961

Пьесы зарубежных композиторов XIX века. Сборники 1 и 2. Сост.

Р.Сапожников. М., 1961, 1968


Примерные программы экзамена

Первый вариант

М.Букиник Этюд ми минор №6, Ж.Дюпор Этюд Ре мажор №8

А.Капорале Соната ре минор: I, II части или III, IV части

Б.Ромберг Концерт №2, I часть

Д.Поппер «Тарантелла»
Второй вариант

Ф.Грюцмахер Этюд Ми мажор. Ор.38 №9, И.Буассо Этюд Соль мажор №30

Л.Боккерини Соната До мажор

Г.Гольтерман Концерт №1, I часть

Дж.Фрескобальди Токката
Третий вариант

Д.Поппер Этюд до минор. Ор.73 №11, А.Пиатти Каприс соль минор. Ор.25

№1

Ж..Бреваль Соната Соль мажор



К.Давыдов Концерт №4, I часть

Д.Поппер «Прялка»


Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.
Девятый класс
Аудиторные занятия 3 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 6 часов в неделю
В этом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно

готовятся к поступлению в среднее профессиональное образовательное

учреждение. Программу необходимо построить так, чтобы она дала возможность

развить у учащегося все его технические и музыкальные потенциальные

возможности, привести исполнительские и инструментальные навыки к

предпрофессиональному уровню, необходимому для дальнейшего обучения в

музыкальном колледже.
Примерные программы экзамена

Первый вариант

Д.Поппер этюд До мажор. Ор.73 №8, Д.Поппер Этюд Фа мажор. Ор.73 №34

К.Давыдов концерт №1, I часть

Д.Поппер «Венгерская рапсодия»


Второй вариант

Д.Поппер Этюд Фа мажор. Ор.73 №23, Д.Поппер Этюд Ми-бемоль мажор.

Ор.73 №9

Э.Лало Концерт ре минор I часть

К.Вебер Adagio и Rondo
Третий вариант

Ф.Серве Этюд Ре мажор. Ор.11 №2, А.Пиатти Каприс ре минор. Ор.25 №9

К.Сен-Санс Концерт ля минор

Д.Поппер «Танец эльфов»


III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков, таких, как:

• знания основного виолончельного репертуара;

• знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных

произведений;

• умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.


Реализация программы обеспечивает:

• формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;

• развитие музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического,

тембрового слуха;

• формирование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков,

позволяющих использовать многообразные возможности виолончели для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,

самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений

различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

• знание в соответствии с программными требованиями виолончельного

репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (сюиты, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

• знание художественно-исполнительских возможностей виолончели;

• знание профессиональной терминологии;

• наличие умения чтения нот с листа несложного текста;

• навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять

процессом исполнения музыкального произведения;

• навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о

способах разучивания музыкальных произведений и приемах работы над

исполнительскими трудностями;

• наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в

качестве солиста.



IV. Формы и методы контроля, система оценок


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©www.dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет