Утопия «Платформа»



Дата19.05.2022
өлшемі0.83 Mb.
#457781
түріУтопия
КФМГУ Бабич ОА доп. задание


Философский анализ фильма «Платформа»
Фильм антиутопия «Платформа» (2019) — это яркая социальная метафора, за которой скрываются жестокие недочёты современной системы. В реплики героев режиссёр и сценарист включили политические, религиозные, философские рассуждения самого разного толка, но по сути на одну и ту же тему: что значит быть человеком и как им быть. Главный герой просыпается в тюрьме под названием «Вертикальный центр самоуправления» на 48-ом этаже. Ежедневно ему и сокамернику с верхних уровней спускают стол с остатками еды, которые не доели заключенные «повыше». На трапезу у героев всего несколько минут, а после платформа продолжит движение. Структура «шведского стола» понятна: те, кто заключён на верхних уровнях, получают достаточное количество еды, тем, кто пребывает на уровнях ниже, достаются пустые тарелки.
Почему главный герой решил попасть в яму?
Из рассказа главного героя становится понятно, что в яме он оказался по собственному желанию, чтобы получить некий сертификат, который очень ценится в обществе. На собеседовании с представителем администрации герой спрашивал, возьмут его в тюрьму или нет. Как будто речь идёт о работе, за которую платят очень много денег. У некоторых критиков и зрителей возникает аллюзия на персонажа Данте, который отправляется в Ад по просьбе Вергилия.
Что представляет собой каждый из персонажей платформы?
Большая часть главных героев — архетипы, живые воплощения тех или иных идей, которые ими и руководят. К примеру главный герой интеллектуал-идеалист. В начале фильма ему неловко и стыдно за тех, кто берёт больше своего при подвернувшейся возможности. Однако герой не понимает, почему заключённые так делают, ведь ему ещё предстоит провести месяц на дне ямы.
Имогири — невежественный бюрократ. Когда она оказывается в яме, то понимает, что на самом деле следовала за своими идеями лишь перманентно, в «реальных» же условиях её система координат даёт слабину. Героиня тоже пытается донести и объяснить заключённым, что нужно распределить пищу, однако они её не слушают.
Наверное, самым странным персонажем в тюрьме является немая женщина Михару, которая каждый месяц ищет своего ребёнка. Товарищи по несчастью её ненавидят и постоянно нападают. Даже Имогири смеётся над Михару из-за её постоянных попыток найти ребёнка, так как детям до 16 лет в тюрьме находиться запрещено. Сама Михару — олицетворение тех людей, которые страдают на периферии общества.

В конце фильма выясняется, что ребёнок Михару всё же существует, он живёт на дне ямы. Главный герой запрыгивает на платформу с оружием, чтобы заставить заключённых начать распределять пищу. При этом он избивает и убивает всех, кто хочет взять больше еды, чем им положено. План героя состоит в том, чтобы оказаться на верхнем уровне с десертом, который не съели. Это будет символом победы над заключёнными и свидетельством того, что они научились работать вместе. Позже он находит маленького ребёнка и понимает, что это не то сообщение, которое ему надо отправить. Информация о ребёнке Михару является подтверждением главной составляющей в эксперименте: власти придумывают правила, но не соблюдают их. В итоге вместо того, чтобы помочь приспособиться к системе в тюрьме, как изначально он и хотел, герой фильма доказывает и показывает заключённым, как жестоко и бесчеловечно место, в котором они обитают, и к такому невозможно приспособиться, такую систему надо просто уничтожить.
В заключении можно вынести несколько жизненных уроков:

  • Что для одного - самоизоляция, для другого тюрьма;

  • Грань между разумным эгоизмом и жестокостью очень тонка;

  • Иногда призывы к порядку приходится подкреплять силой;

  • Расслоение общества – общая вина;

  • В трудное время все сваливают вину на общество, забывая о собственной ответственности.

Кадры из фильма:



Достарыңызбен бөлісу:




©www.dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет