Возбудителем данного заболевания



Дата01.07.2016
өлшемі46.27 Kb.
#169286
Ринотрахеит у кошек (синонимы: вирусный инфекционный ринит кошек, эпидемическая вирусная кориза кошек, герпес кошек) – Felineviralrhinotracheitis– вирусная высоко-контагиозная болезнь кошек, характеризующаяся поражением органов респираторного тракта в виде ринита, бронхита, трахеита, реже пневмонии. 

   Возбудителем данного заболевания является герпесвирус кошек типа 1, относящийся к роду Varicellavirusи входящий в подсемейство Alphaherpisvirinaeсемейства Herpesviridae. В антигенном отношении различные изоляты герпесвируса кошек типа 1 идентичны между собой, проявляют родство с герпесвирусом собак и не состоят в родстве с другими представителями семейства Herpesviridae, в том числе и  вирусом панлейкемии кошек.

Вирусный ринотрахеит кошек распространен повсеместно, регистрируется у особей всех пород и возрастов. При этом заболеваемость превышает 50%, а смертность от данного заболевания у кошек колеблется от 5% до 20%. Ринотрахеиту свойственна сезонность. Согласно В.Н. Сюрину и др., пик заболеваемости приходится на июль-август.    

   Источником инфекции служат больные и переболевшие кошки, которые длительное время являются вирусоносителями (по данным С.Г. Дроздова и др., вирусоносительство у реконвалесцентов может наблюдаться на протяжении нескольких лет) и при контакте с котятами способны их инфицировать.

   Факторами передачи вируса ринотрахеита кошек могут стать контаминированный воздух и объекты окружающей среды. Основной путь заражения кошек вышеуказанным возбудителем - аэрозольный и контактный.

   Патогенез заболевания, вызываемого вирусом ринотрахеита, детально не изучен. 

Характерной особенностью инфекционного ринотрахеита кошек является тот факт, что кошки реконвалесценты и приобретают лишь кратковременную защиту, т.е. иммунитет, продуцируемый к вирусу ринотрахеита, непродолжительный, и животные вскоре после переболевания способны заражаться вновь. Более того, по мнению ряда исследователей, создаваемый в процессе перенесения заболевания иммунитет нестерилен. Им удавалось выделять вирус из респираторного тракта выздоровевших кошек через 50 суток после переболевания. Также отмечено латентное вирусоносительство.   

   Инкубационный период при инфицировании кошек вышеуказанным вирусом составляет 3-8 суток.

Различают острое и хроническое течение заболевания.   

   При остром течении, которое длится на протяжении 10-14 суток, симптомы ринотрахеита у кошек в течение первых двух суток после заражения выражаются в анорексии, лихорадке с повышением температуры тела до 39,5 – 40,00С, тактильной чувствительности при пальпации в области гортани. Спустя несколько суток после проявления первых клинических признаков заболевания у кошки развивается ринит с чиханием, имеет место слюнотечение и серозный конъюнктивит, переходящий в гнойный. Снижение общей резистентности организма может способствовать затягиванию процесса выздоровления. В этом случае развивается атония кишечника с запором.

   При хроническом течении, когда инфекционный процесс у кошки длится постоянно на протяжении ряда лет, у животного развиваются бронхопневмония, язвенный кератит с возможным прободением роговицы глаза, некроз кончика языка и нарушения в центральной нервной системе (тремор, атаксия, манежные движения). У котят кроме вышеназванных симптомов часто возникают серозное, катарально-гнойное или фибринозное воспаление верхних отделов дыхательных путей.

При экспериментальном внутримышечном заражении происходят аборты с рождением мертвых котят. При этом у беременных кошек полностью отсутствуют признаки заболевания. При внутривенной инокуляции вируса у котят отмечают остеомиелические поражения костей.   

   Возможность диагностики ринотрахеита кошек по клиническим признакам ввиду отсутствия манифестных проявлений сведена практически к нулю. В связи с этим диагностика вышеуказанной инфекции основана на постановке лабораторных тестов.

Наиболее доступными для владельцев кошек являются методы иммуноферментного анализа (ИФА) и полимеразной цепной реакции (ПЦР). Методы ИФА направлены на обнаружение вирусного антигена в естественных истечениях у кошек. Данная группа методов достаточно чувствительна и достоверна, но все же уступает методам ПЦР. Последние в отличие от ИФА в истечениях индицируют и идентифицируют нуклеиновую кислоту возбудителя.   

Если же есть возможность обращения с целью проведения диагностики ринотрахеита в лаборатории, проводящие работы с культурой клеток, то можно провести выделение вируса в культуре клеток почки или легкого котят с последующей идентификацией вируса в реакции нейтрализации.   

Дифференцировать вирус ринотрахеита следует от инфекционных агентов, таких как пикорнавирусы, реовирусы, микоплазмы, хламидии, способных вызывать развитие заболеваний, протекающих с клинически схожей картиной.   

   Специфическое медикаментозное лечение ринотрахеита кошек не разработано. Существующие схемы лечебного воздействия на организм при вышеуказанном заболевании на основе антибиотико- и химиотерапии направлены на подавление условно-патогенной микрофлоры, активизирующейся при повреждающем воздействии герпесвируса кошек типа 1 на клетки организма животного.

   С целью специфической профилактики используют три типа вакцин: живую аттенуированную для парентерального введения; живую вакцину для интраназального введения и инактивированную вакцину с адъювантом для парентерального введения. 

Начиная с 4-5 суток после введения, живые вакцины создают у восприимчивых животных устойчивость к заражению. Негативной стороной применения живых вакцин является возможность поствакцинальных реакций и экскреция вакцинного вируса в окружающую среду в течение первых шести суток после прививки.    

Вакцинация кошек инактивированными вакцинами создает напряженный иммунитет продолжительностью 12 месяцев через две недели после второй инъекции вакцины (интервал между введением вакцины составляет 3 недели). При этом данные иммунобиологические препараты полностью лишены негативных последствий, которые имеются у живых вакцин.   



Также учеными ведутся разработки по созданию на основе герпесвируса кошек типа 1 эффективных векторных систем для экспрессии протективных антигенов вирусов лейкоза кошек (FeLV) и иммунодефицита кошек (FIV) в клетках эукариот.   

Наиболее эффективным средством неспецифической терапии заболевания является изоляция животных и/или устранение любых возможных контактов другими кошками, а также по возможности и с их владельцами.    

Достарыңызбен бөлісу:




©www.dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет